Резино-битумная мастика

Какие типы и разновидности представлены на строительном рынке

Основной критерий классификации мастик для гидроизоляции  – это способ нанесения:

  • Вариант холодного типа отверждения продается в магазинах уже в готовом виде. Некоторые подвиды таких составов перед работой подогревают до сорока градусов. Некоторые материалы готовят к работе, разбавляя растворителем. Поскольку растворитель быстро испаряется, приготовленную смесь нужно быстро использовать.
  • Смесь горячего применения – ее разогревают до 160-180 градусов и быстро наносят на поверхность, где она и отверждается.

Виды защиты по составу:

Мастика с добавлением полимерно-битумных компонентов. В составе нет растворителей. Материал не теряет своих качеств при температурных режимах от минус 50 до плюс 90 градусов.

  • Мастика резино-битумная холодного типа. Компоненты, входящие в состав, – битум нефтяной, резина, каучуки, растворители и минеральные добавки. Подходит для работы вне помещений (покрытие кровли, фундаментов, стыков, примыканий).
  • Битумно-каучуковый состав холодного типа. Схож с предыдущим. Смесь содержит каучук, окисленный битум, растворители и пластификаторы. Применение данного вида смеси обеспечивает долговечность службы, прочность, влагостойкость поверхностей. Совместим с любым видом основы и подходит для работы с внешними и внутренними объектами.

Фасовка холодного типа раствора

  • Праймер битумный – жидкая смесь, схожая по составу с мастиками. Используется в качестве основы перед укладкой новой кровли. Применяется как клей при укладочных работах с пленками гидроизоляции.
  • «Жидкая резина». Есть два вида, оба на водной основе – холодный однокомпонентный и горячего типа с двумя компонентами.
  • Антикор. Это жидкая смесь, в основе состава – ингибиторы коррозии. Антикоры бывают нескольких видов: для кровли, гидроизоляции,  автомобильные.

Не менее важная информация по теме: Мастика битумно-резиновая

Производители и процесс нанесения

Самыми популярными процессами производителями на отечественном рынке являются:

На видео- резино битумная мастика для авто:

Процесс нанесения

Процесс обработки автомобиля мастикой состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовка кузова к обработке заключается в промывании днища с помощью мойки высокого давления и обезжиривающих материалов;
  2. Нанесение с помощью кисти или пульверизатора мастики в несколько слоев. Толщина слоя у разного производителя зависит от консистенции материала и не превышает 3-4 мм;
  3. Просушивание кузова автомобиля в течение суток.

А вот для чего стоит использовать жидкие подкрылки и как это делать правильно, указано здесь.

На видео — какая резино битумная мастика для авто лучше:

Где и как используют

Так как говорим о кровельном варианте, то соответственно применяют его на крышах. Здесь три варианта использования:

  • на плоских крышах в качестве гидроизоляции и клеящего состава для мягких кровель (рубероид, стеклогидроизол и прочих);
  • на скатных крышах в качестве клея в процессе покрытия некоторых участков битумной черепицей;
  • как кровельное покрытие, если в мастику добавлены резина, каучук или латекс.

Что касается способа нанесения, то сложных вариаций здесь нет. Для этого пользуются малярными валиками, кисточками или шпателями. Для полного покрытия плоскости кровли используют специальное оборудование, которое подает кровельное битумное покрытие под давлением, для чего в состав оборудования входит воздушный компрессор.

Битумная мастика в дорожном строительстве

Битумная мастика позволяет не просто произвести ремонт небольших повреждений дорожного покрытия, а существенно увеличивает срок службы дороги. Как правило, данный материал используется для ремонта асфальта в тех случаях, когда ширина поврежденного участка не больше глубины повреждения. Данная процедура называется санацией трещин.
Как производится санация трещин:

  • 1. Область ремонта очищается от посторонних элементов, мусора и грязи, а также просушивается. Очистка и просушка могут быть выполнены воздухом под высоким давлением.
  • 2. При необходимости, если ширина повреждения слишком мала, осуществляется разделка трещины – суть процедуры заключается в выравнивании краев поврежденного участка, чтобы придать ему правильную геометрическую форму.
  • 3. Битумная мастика заливается в полость повреждения, как правило, при помощи плавильно-заливочной машины.

Данная процедура подходит как для прямых, так и для разветвленных трещин. При этом производится не только заполнение пустот, но и обеспечивается гидроизоляция, не позволяющая влаге попадать во внутренние слои покрытия. Также останавливается дальнейшее разрушение, вследствие чего возрастает срок службы асфальтового покрытия.

Помимо ликвидации повреждений, битумная мастика используется для герметизации швов на дорожном покрытии. Это могут быть стыки двух отдельно асфальтируемых участков, область вокруг коллектора или заплатка после ямочного ремонта. Иногда для этих целей используется немодифицированный битум, однако битумная мастика демонстрирует более высокую эффективность.

Типы и марки смесей

Битумно-резиновые смеси делятся на два типа:

  1. Горячего нанесения.
  2. Холодного нанесения.

Для промышленных масштабов используются горячие мастики. Перед применением их нагревают до определённой температуры, что позволяет добиться однородности состава и ровности нанесения. Горячие смеси наносятся распылителями или вручную на открытых поверхностях.

Для незначительных площадей применяются холодные составы. Они отличаются от горячих тем, что не требуют разогрева. Такие мастики продаются в небольших железных ведрах и могут быть использованы не только на наружных, но и на внутренних поверхностях.

Резиновую мастику делят на марки – МБР-65, МБР-75, МБР-90 и МБР-100. Каждая из них имеет свой температурный показатель, при котором она размягчается и может быть применена по назначению. В зависимости от марки работы могут проводиться при температуре от +40 °С до –10 °С. Цена упаковки зависит от объема, типа и марки смеси.

Разновидности, плюсы и минусы

Основная классификация – по способу нанесения:

  1. Резино-битумная мастика холодного отверждения. Готовый состав. Некоторые модификации по технологии нужно подогревать примерно до 40 градусов. Допускается разведение растворителями. Поскольку растворитель быстро испаряется, разбавленную мастику нужно выработать сразу.
  2. Состав горячего применения. Его разогревают до 150 (максимум 180) градусов и наносят в таком состоянии, после чего он застывает.

Классификация по составу:

  1. Водоэмульсионные полимерно-битумные. Исходник – битумная эмульсия с добавлением латекса. Растворителей в составе нет. У этой модификации высокая адгезия практически ко всем основаниям. Допустимый интервал температур – от минус 40 до плюс 100 без потери свойств. Экологически чистый материал, может использоваться в интерьерах (например, для гидроизоляции гипсокартона). Время схватывания – 6-48 часов (зависит от температуры).
  2. Резино-битумные (холодные). Состав: нефтяной окисленный битум, резиновая крошка, растворители, синтетические каучуки, минеральные добавки. Подходят для внешних работ: фундаменты, стыки и примыкания, кровельные покрытия.
  3. Битумно-каучуковые (холодные). В составе (кроме синтетического каучука и битума) – растворители и модификаторы. Высокая адгезия, долговечность, универсальность (подходят для любой основы и практически для всех объектов, включая внутренние работы: укладка линолеума и др.).
  4. Битумный праймер: химически близкий к мастикам жидкий материал, применяется как грунт при устройстве новых кровель и как клеевой состав при укладке гидроизолирующих пленок.
  5. Кровельная мастика «жидкая резина». Бывает двух видов: однокомпонентная холодная, двухкомпонентная горячая. Обе на водной основе.
  6. Резинобитумная мастика антикор. Обобщенное название разных модификаций, в состав которых входят ингибиторы коррозии. Бывают кровельные антикоры, гидроизоляционные, автомобильные и т.д.

Порядок обустройства крыш из мастики

Для армирования мастичной массы можно использовать стекловолокно. Для этого стеклоткань нарезается мелкими кусками и тщательно перемешивается с мастикой. Такой состав можно наносить тонким слоем.

Технологический процесс при устройстве мастичного покрытия кровель выглядит следующим образом:

  1. В первую очередь нужно произвести подготовку несущей поверхности, проверить уклоны и армировать проблемные места на стыках плит. Для этого на нужное место вручную наносится мастика и укладывается армирующая стекловолоконная сетка.
  2. В местах, где гидроизоляция примыкает к конструкциям, её нужно поднимать в высоту не менее чем на 10 сантиметров.

    В местах примыканий к вертикальным поверхностям слой мастики укладывают на высоту не менее 10 см

  3. Утеплитель и стяжку нужно укладывать так же, как и при устройстве рулонной кровли.
  4. Важным моментом является грунтовка несущей поверхности. Её также нужно выполнять тонким слоем до одного миллиметра. Мастичный слой наносится сразу же по высыхании грунтовки, в противном случае поверхность придётся очистить от пыли ещё раз.
  5. Нанесение мастичного покрытия следует начинать с удалённых точек от места подъёма на крышу. Начинают с нижерасположенных точек, продвигаясь вверх.

    Начинать нанесение мастики нужно с дальних углов, постепенно приближаясь к месту выхода с крыши

  6. При наличии на крыше фонарей они обрабатываются в первую очередь.
  7. Нанесение защитного слоя обязательно выполнять как указано выше.

Мастичные кровли могут служить достаточно долго, если производить тщательный ежегодный осмотр и устранение замеченных недостатков.

Устройство гидроизоляции

Пошаговая инструкция по применению материала представлена на видео:

Предписания по работе с резино-битумной мастикой на примере фирмы Аквамаст:

  • Данный материал для гидроизоляции наносят двойным слоем при помощи кисти или шпателя при температуре от минус десяти до плюс тридцати градусов Цельсия.
  • Работа внутри помещения с данной маркой запрещена.
  • Время застывания – 1 сутки.

Общая толщина слоя не должна превышать 12 мм. Процесс схватывания займет чуть больше часа. Если монтаж производится при стабильной температуре в двадцать градусов, то застывание произойдет в течение 48 часов. Если температура ниже 13 градусов, ремонт лучше не начинать. При работе в замкнутом помещении заранее позаботьтесь о вентиляции. Не забывайте о мерах безопасности, ведь изоляционный материал горячего типа разогревают до 180 градусов.

Горячий тип раствора подходит и для изоляции в технике

Видовое разнообразие

Среди видового разнообразия мастик, в основе которых есть каучуковые добавки, выделяют несколько смол, отличающихся способом нанесения, материалом растворителя и компонентным составом:

  • МГББ (мастика для гидроизоляции битумно-бутилкаучуковая), подходит для работ по герметизации кровли, фундамента, а также для заделывания стыков между плитами и панелями. Она отличается высокой морозо-, озоно-, кислородостойкостью, газо-, свето- и паронепроницаемостью. МГББ разделяется по методам холодного и горячего нанесения. Основу составляет бутилкаучук, вулканизирующие компоненты и наполнители. Средний расход – 2кг/м2;
  • МГХ – К (холодная мастика для гидроизоляции кровли), помимо битума основу материала составляет органический растворитель, термопластичный полимер, мелкая резиновая крошка. Материал обладает невысокой вязкостью и более предпочтительным при работе с бетоном, расход – 1 кг/м2.

Мастика холодная 3 и 20 кг для кровли

Главное преимущество горячей МГББ мастики – скорость высыхания (до 20 часов) и отсутствие усадки при застывании. Время схватывания холодной МГББ составляет 24-36 часов. Диапазон рабочих температур для нанесения от –50 – +80°C.

Время высыхания МГХ – К составляет сутки, с ней можно работать при температуре от – 30 до + 180 °C. Благодаря такой стойкости к климатическим факторам ее применение подходит для большего количества, чем у МГББ, строительных сфер:

  • Гидроизоляция разных по структуре и пористости материалов – кирпич, бетон, металл;
  • Проведение ремонтных кровельных работ и приклеивания рулонной изоляции;
  • Заделка швов, трещин, стыков между различными плитами;
  • Ремонт дорог;
  • Закупорка трубопроводов от коррозии ;
  • Изоляция фундаментов, подвалов, стен гаражей от влаги;
  • Уплотнение стекла в деревянной или металлической рамке.

Достоинства битумной основы

Сегодня рынок строительных материалов не может пожаловаться на отсутствие выбора производителей мастики. Один из популярных брендов – Технониколь, чья продукция прочно закрепилась на полках магазинов.

Мастичные смеси Технониколь на основе битума имеют целый ряд преимуществ:

  • готовы к использованию независимо от времени и температуры воздуха;
  • их не нужно постоянно разогревать, чтобы наносить на поверхность, а это облегчает работу;
  • выпускается разнообразный выбор цветовой гаммы, благодаря добавлению красящих веществ;
  • добавляя растворители, изменяют консистенцию до необходимой к применению;
  • покрытие увеличивает гидроизоляцию помещения;
  • мастику допускается наносить даже при отрицательной температуре воздуха;
  • применение такого вещества помогает увеличить период между проведением ремонтов крыши, что влияет на период эксплуатации конструкций и экономит средства.

Несмотря на отличные характеристики продукции в компании планируют и дальше совершенствовать этот материал, чтобы оставаться на лидерских позициях рынка.

Битумная мастика по назначению

Назначение Описание
Гидроизоляционное Герметизация, препятствующая попаданию влаги и посторонних элементов
Антикоррозийное Защита металлических изделий от ржавчины и разрушения под влиянием внешних факторов
Кровельно-изоляционное Устройство и ремонт кровельных конструкций
Склеивающее Прочная фиксация различных материалов

При этом гидроизоляционная битумная мастика является многоцелевым материалом, которые может использоваться как для заделки трещин и герметизации швов, так и для склеивания других материалов, в том числе кровельных элементов. При этом кровельная мастика может не подойти для герметизации, например, бассейнов или фонтанов.

Помимо прочего, битумная мастика может быть огнеупорной и шумоизоляционной, что достигается добавлением определенных модификаторов. Также некоторые разновидности мастики могут иметь различную степень вязкости, что так же обусловлено добавлением присадок.

На сегодняшний день существует еще одна интересная разновидность данного материала – битумно-алюминиевая мастика. Представляет собой мастику с добавлением каучука, наполненную алюминиевым пигментом.

Благодаря этому материал обладает алюминиевым цветом, что выделяет его среди привычных черных мастик. Такой цвет, в свою очередь, отражает больше солнечного света, вследствие чего объект гораздо меньше подвергается воздействию высоких температур в солнечные сезоны.

Ремонт мягкой кровли битумной мастикой

В летнее время, особенно в жару, рулонные материалы кровли и битумная черепица подвергаются особо интенсивному нагреву. Итог – вздутия в кровельном покрытии. Откуда? Дело в том, что в любом кровельном ковре есть более влажное основание, которое при нагреве выделяет водяные пары (при 60°С – давление 2т/м2). В итоге образовываются воздушные и водяные мешки, вытекает битумная мастика и образовываются заметные пузыри, иногда до 30 см высотой!

Обычно ремонт такой кровли сводится к замене или заделке всех дефектных мест. Все мастики на основе битума наносят двумя способами – механическим или ручным. Конечно же, для мелких кровельных работ легче использовать кисть и шпатель, а вот для восстановления старого рулонного покрытия больше подойдет распылитель.

Простая заплатка на битумной основе

Проблемные места расчищают, покрывают мастикой и накладывают заплатку:

Иногда заплату приходится усиливать алюминиевой лентой:

Повреждения от воды

Если же материал в каком-то месте уже сгнил, делаем так:

  • Шаг 1. Гнилой материал нужно вырезать, причем вокруг повреждения убрать его нужно еще на 10 см.
  • Шаг 2. Теперь выемку, которая в результате всего этого образовалась, тщательно очищаем.
  • Шаг 3. Смазываем ремонтируемое место мастикой и заклеиваем еще одним слоем рулонного материала так, чтобы место повреждения перекрывалось на 15 см.

Отставание от основания и воздух

Если полотно ковра отстает от основания, тогда само основание нужно промазать мастикой, снова прижать к нему полотно ковра, а сверху наклеить заплатку так, чтобы место разреза было перекрыто на 10 см.

С местами вздутия поступают по-другому:

  • Шаг 1. Делаем крестообразный надрез.
  • Шаг 2. Отгибаем полотна на четыре стороны.
  • Шаг 3. Тщательно расчищаем основание.
  • Шаг 4. Просушиваем основание, смазываем битумной мастикой отогнутые полотна ковра, прижимаем к основанию и приклеиваем снова.
  • Шаг 5. На это место делаем заплатку и восстанавливаем покрытие.

Большие и маленькие трещины

Особенно часто нуждается в битумном ремонте кровельный рубероид: даже сложенный в три слоя, он начинает разрушаться под солнечными лучами уже через 8 лет! Вся его поверхность медленно, но уверенно покрывается мелкими трещинами, а если в них еще и попадает влага – пиши пропало. Но вы справитесь:

Если восстановить нужно старый рубероид, покрытый мелкими трещинами от старости, тогда поступаем так:

  • Шаг 1. Тщательно очищаем рубероид от пыли и посыпки. Используйте для удобства соляровое масло, которое помогает очистке и делает загрубевшие рулонные материалы более эластичными и прочными. А удалить посыпку легко стальными щетками или шпателем.
  • Шаг 2. Если это необходимо, в проблемных местах делаем заплаты. Каждая заплата должна быть больше ремонтируемого участка минимум на 10 см с каждой стороны. Причем, если вам приходится клеить одну заплатку на другую, тогда перекрывайте каждой следующей предыдущей.
  • Шаг 3. На очищенное основание наносим битумную смазку – кистями, распылителем, щетками или тряпками.
  • Шаг 4. Если какие-то заплаты выпучиваются, их нужно разгладить. Например, прижать каким-то грузом.
  • Шаг 5. Лишнюю мастику вокруг ремонтируемых мест или по краям кровли аккуратно убираем шпателем.
  • Шаг 6. Все отремонтированные места посыпаем подогретым песком, который в будущем защитит мастику от солнечных лучей и не даст ей плавиться.

Если трещины на рулонной кровле небольшие по ширине, их разрезают, удаляют оттуда мусор (а он там есть, поверьте), хорошо просушивают строительным феном и заливают горячей мастикой с паклей. Далее разравнивают и, по желанию, накрывают заплатками. Примерно по такой технологии:

А для самых сложных случаев применяют так называемый метод флешинга:

Виды мастик

Существует большое количество различных видов мастик, которые можно классифицировать в зависимости от типа, способа и цели использования, методики нанесения, состава и т. д. Например, две основные категории существующих материалов – мастики горячие и холодные. Они отличаются способом применения. В первом случае вещество нужно разогреть до высоких температур и просто вылить на подготовленное основание, а затем тщательно разровнять. Во втором мастика наносится на определенные участки при помощи шпателя, имеет более густую консистенцию.

Когда испаряется растворитель, мастика становится как резина, которая обладает физико-механическими и гидрофобными свойствами

Горячая мастика отличается повышенной эластичностью, прочностью, отсутствием пористости и склонности к усадке. Ей можно пользоваться даже при низких температурных показателях воздуха. Холодная же намного проще в использовании, не требует нагрева, имеет различные варианты расцветок, а значит, ее проще всего использовать в тех случаях, когда нужно сделать заделку швов незаметной. И она не боится воздействия ультрафиолета.

ГОСТ допускает использование мастики в качестве самостоятельного кровельного покрытия

Также все мастики можно разделить на два основных типа по методу приготовления:

  • однокомпонентные – мастики, применяемые без добавления других компонентов, их можно использовать сразу после открытия тары. Главный недостаток – необходимо сразу израсходовать весь состав;
  • двухкомпонентные – мастики, которые перед применением требуется смешать со специальными загустителями.

Двухкомпонентную мастику перед применением нужно разбавить

Мастики могут отличаться и по составу. В зависимости от этого параметра различают:

резино-битумную (она изготавливается с использованием наполнителей минерального типа, нефтяного битума, крошки резины, растворителей и синтетического каучука. Ей присущи высокий уровень адгезии, устойчивость к ударам, к колебаниям температур);

Характеристики резино-битумной мастики

  • БКМ-мастика (с каучуковым наполнителем. Имеет высокие показатели эластичности, не рвется, используется для приклеивания рубероида);
  • битумно-полимерная (на основе модифицированного латекса, водной битумной эмульсии. В составе нет органических растворителей. Может использоваться для внутренних и наружных работ).

Таблица. Технические характеристики битумной мастики.

Характеристика Холодная мастика на основе воды Горячая мастика Холодная мастика на основе растворителя
Толщина слоя, мм 1 2 1
Время высыхания на воздухе (t = 20 градусов, влажность 50%) 5 4 24
Расход, кг/м кв. (1 слой) 1,5 2-2,5 1-2
Влажность основания, не более, % 8 4 4
Температура, градусы +5 — +40 -10 — +40 -10 — +40

Область применения битумной мастики

Битумная мастика является одним из самых распространенных гидроизоляционных и склеивающих материалов, поэтому используется практически повсеместно:

  • Герметизация швов и трещин асфальтового покрытия;
  • Заделка растрескиваний различных материалов;
  • Кровельные работы (устройство и проведение ремонта);
  • Монтаж плитки и подобных элементов;
  • Защита металлических элементов от коррозии;
  • Создание влагонепроницаемой прослойки;
  • Гидроизоляция таких объектов, как колодцы, фонтаны, бассейны и т.д.;
  • Обработка межэтажных перекрытий;
  • Гидроизоляция фундаментов, бетонных объектов;
  • Гидроизоляция водопроводных труб;
  • Изоляция элементов различных конструкций.

Битумная мастика может применяться практически в любой области, если требуется гидроизоляция, скрепление или защита.

Применение: где и когда нужна битумная мастика для кровли

Давайте перечислим основные сферы строительства, где сегодня применяют битумную мастику:

  1. Бесшовная гидроизоляция. Речь идет о гидроизоляции фундаментов и свай, а также обустройстве монолитной мастичной кровли.
  2. Ремонт и герметизация трещин в почти любой кровле, ремонт рулонных покрытий.
  3. Приклеивание кровельных материалов, как битумная черепица и рубероид, а также фиксация пенополистирола к фундаменту дома.
  4. Внутренняя гидроизоляция дома: подвали, санузлы и стяжки.

Битумную мастику в жидком виде наносят на основание, и в процессе застывания та образует прочную гидроизоляционную пленку без швов. Для кровли такое качество незаменимо. У кровли благодаря этому появляются защитные свойства, отличная гидроизоляция и высокая адгезия.

Хорошая мастика со временем не разрушается от ультрафиолетовых лучшей и не становится хрупкой от мороза:

Сразу оговоримся, что большинство профессиональных кровельщиков убеждены, что надежная битумная кровля невозможна без армирования. Одна из самых проверенных технологий – это укладка армирующей сетки.

Для этого нужно сначала хорошо очистить поверхность крыши, обработать ее праймером, уложить сетку и залить ее мастикой в два слоя:

Горячая мастика из битума применяется для укладки кровельной мембраны по такой технологии:

  • Шаг 1. Первый слой мембраны укладывают на битум.
  • Шаг 2. Делают надрез в месте шва.
  • Шаг 3. Приложите поверх горячего битума ленту, тканевыми вставками вверх. Прижмите ее так, чтобы эти вставки с нижней стороны полностью пропитались битумом.
  • Шаг 4. Теперь укладывают второй слой, так, чтобы мембрана покрыла 10-20 мм ленты. При этом под тканевые вставки мембраны льют горячий битум.

Главное при всем этом – личная безопасность, ведь горячая мастика способна оставить серьезные ожоги.

Битумная мастика просто незаменима для срочного ремонта кровли. В этом случае любые другие материалы обычно не справляются, ведь постоянно идущий дождь доставляет немало проблем, а течь остановить нужно. Например, локальные повреждения на ондулине чаще всего ликвидируют именно битумной мастикой, которую дополнительно армируют стеклотканью.

Вот как чинят поврежденный участок кровли при помощи холодной битумной мастики:

  • Шаг 1. Вздувшийся участок разрежьте крест-накрест и отогните края при помощи шпателя.
  • Шаг 2. Внутрь поврежденного места нанесите достаточное количество мастики.
  • Шаг 3. Прижмите края разреза к центру слоя.

По необходимости ставят новую заплатку и армируют ее дополнительно строительной сеткой:

Если ремонтировать нужно металлическую поверхность, тогда действуйте по такой инструкции:

  • Шаг 1. Очистите металлические части кровли от ржавчины, органических загрязнителей и масляных пятен.
  • Шаг 2. Наносите первый слой мастики кистью или широкой щеткой (лучше грубой).
  • Шаг 3. Теперь – второй слой, при помощи кисти или напыления.

При этом следите за тем, чтобы все трещины и швы были заполнены и обмазаны, но при этом толщина одного слоя не превышала 4 мм.

Также мастикой обмазывают проходные элементы кровли:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector