Русские народные промыслы

Северодвинская

Северодвинскую роспись часто называют просто северной. Это одно из крупнейших направлений промысла в целом. В нем гармонично уживаются архаичное крестьянское и языческое. Нашлись здесь и мотивы Северной Европы, тонко вплетенные в русский стиль. Роспись графичная, ажурная, яркая.


Борецкая роспись

Что нужно знать об этом направлении:

  • сама роспись ассоциируются с северным летом – коротким, теплым, очевидно очень долгожданным;
  • в основном ею декорировались прялки;
  • вдохновителями промысла стали переписчики книг, старообрядцы;
  • северодвинскую роспись принято разделять на 3 большие группы – Борецкую, Пермогорскую, Ракульскую.

Почему в северном промысле нет этой сдержанности, прохлады, скромности в выборе красок? Сработал принцип компенсации: людям хотелось тепла и ярких красок, которые напоминают о живительном солнечном свете. Чтобы учиться этой росписи по дереву, краски для занятий подойдут гуашевые или акриловые. Наработкам на бумаге, прорисовке главных образов можно учиться и с помощью хорошей акварели. Ну а далее можно заняться, к примеру, росписью деревянных яиц.

Элементы и мотивы городецкой росписи

Различают три базовых вида композиций. Это «чистая» цветочная роспись, композиция с включением мотива «конь» и сложная сюжетная роспись.

Цветочный орнамент наиболее простой в исполнении. Выделяют несколько элементов орнамента:

  1. «Букет» — симметричное изображение. Это небольшие композиции, состоящие из 1 – 3 цветков. Украшают коробочки, шкатулки, стаканчики, солонки, чашки, пиалы;
  2. «Гирлянда» — вид «букета», когда один крупный цветок располагается в центре, а вокруг него выстраивается композиция с более мелкими цветками;
  3. «Ромб» — вариация «гирлянды». Несколько крупный цветков формируют центр, а листья и бутоны уменьшаются на вершине ромба. Орнамент чаще украшает крупные сундуки, большие разделочные доски, дверцы шкафов и хлебницы;
  4. «Цветочная полоса» — сложная композиция, состоящая из верхнего и нижнего ярусов. Орнамент может формироваться с полосы одинаковых по размеру цветков или из разных по цвету, форме и виду цветочных элементов;
  5. «Венок» — вариация «цветочной полосы», но только замкнутого типа. Обычно украшает поверхности блюд, подносов, шкатулок, винных бочек.

Мотивы «конь» и «птица»

Различают симметричные и ассиметричные композиции. Птиц  и коней чаще всего размещают в центре цветущего дерева или в обрамлении венка. Встречаются изделия-комплекты, на каждом из которых расположено сразу несколько мотивов. Например, курица и петушок или две лошади разных цветов.

Эффектнее смотрятся подобные узоры на черных и красный полотнах. Базовый цвет: охра, золото, оранжевый, желтый. Парное изображение пернатых олицетворяет семейную гармонию и благополучие. Лошадки символизируют успех  и процветание.

Сюжетная роспись

Сюжетные рисунки размещаются на крупных изделия: сундуках, блюдах, столешницах. Мастера традиционно изображали сцены чаепитий и празднований, свадьбы на фоне богатого стола, столы с чашками, цветами и самоварами. Лица людей  обращались в сторону зрителей, что часто излишне сложным композициям придавало некую неправдоподобность.

Излюбленная тема рисунков – экстерьеры домов с резными ставнями, яркими наличниками, печными трубами. Картину дополняли колодцы, плетеные заборы с цветами или кувшинами и сидящими петухами. Кроме этого, «обогатить» полотно могли изображением и других животных – собак, кошек, куриц с цыплятами.

Возможные ошибки при художественной росписи стен

Безусловно, эта работа — удел мастера, и если вы не обладаете таким талантом, то лучше найти специалиста, но и тут есть свои нюансы. Не рекомендуется выбирать художника для росписи только потому, что у него низкие цены на работу. Скорей всего, он адекватно оценивает свои способности, и если предлагает дешево выполнить работу, то хорошего результата от него можно не ждать. Возможно, это начинающий художник, который будет экспериментировать за ваш счет у вас дома. Представьте теперь ситуацию, если вам придется закрашивать работу такого художника через несколько недель таких трудов. Поэтому выбирать художника нужно по его работам.

Чтобы выбранная вами роспись не оказалась унылой или преувеличенно жизнерадостной, ведь живопись — субъективный вид творчества, художник должен прочувствовать ваш стиль и предпочтения, быть с  вами «в одной связке» эмоционально. Тогда готовый результат будет вас радовать долгое время.

Подготовить поверхности под покраску — вовсе не прихоть художника, который будет работать с рисунком по этой поверхности. Поэтому, даже если мелкие недостатки по поверхности под густой зеленью могут потеряться, то неровности в небесной или морской глади будут очень заметны. Как бы там ни было, но поверхность под художественную роспись необходимо выровнять идеально (стена штукатурится, шпаклюется).

Имейте в виду, что расписывать стены нужно на заключительной стадии ремонта. Сначала на белых неотделанных стенах роспись будет выглядеть слишком ярко, и вам захочется сделать ее менее броской, но после появления декоративных элементов, паркета, обоев и т. д. может оказаться, что роспись слишком блеклая и холодная. Профессиональный художник уже в эскизе способен учесть цветовую гамму, и каким будет освещение в помещение. И еще: светильники, бра и провода к ним лучше перенести за пределы росписи, они будут не столько мешать, сколько отвлекать взгляд зрителя, ведь это место в вашем интерьере планируется быть главным акцентом во всем дизайне помещения.

Как придумать роспись?

Чтобы научиться красиво и эффектно расписываться, к этому необходимо заранее подготовиться. Процесс подготовки не займет много времени, но результат вас однозначно порадует.

1.Начните с анализа своей предыдущей подписи, если она у вас была. Тщательно ее изучите и ответьте себе на вопросы: что именно вам в ней не нравится, а какие элементы вы бы хотели оставить. Если же за это время у вас изменилась фамилия, при этом в росписи имеется заглавная буква, то это тоже следует поменять. Проанализируйте, какие элементы вы бы хотели улучшить.

2.Второй этап — осознание смысла подписи. Помните о том, что это не простая закорлючка, а информация о вас, о вашем характере и жизненной позиции. Это ваша визитная карточка. Заранее продумайте какую информацию вы хотели бы вложить в эту роспись. Возможно, это имя или фамилия, отчество или все вместе взятое. В таком случае выделите заглавные буквы и потренируйтесь их писать в различных ракурсах. Попробуйте написать их разными способами: тесно, растянуто, плавно, аккуратно или, наоборот, с различными завитками и резкими линиями.

3. После того, как вы определились с частью имени или фамилии, используемой в подписи, выберите символы для соединения букв. Это может быть что угодно — палочки, крючочки, завитушки, галочки.

4. И, конечно, не забывайте про каллиграфию. Попробуйте медленно выводить подпись, чтобы натренировать руку. Поверьте, каллиграфия — это искусство, которое поможет расслабиться и снять стресс, а, главное, приблизить свой автограф к идеалу.

После того, как вы поработали над задумкой и придумали, какие именно буквы вы будете использовать, можете поработать над оформлением своей подписи.

Если вы никак не можете подобрать подходящий вариант, то обратитесь за помощью к интернету. Рассмотрев массу вариантов или создав роспись в онлайн-генераторах, что-то вам все равно понравится.

Для этого предлагаем просмотреть варианты красивых подписей и выбрать себе какие-то определенные элементы, которые вам понравились.

Научитесь выводить буквы и элементы подписи. Возможно, на это уйдет не 10 минут, но со временем рука начнет красиво писать на автомате.

Помните главное правило — роспись не должна быть слишком заумной и сложной, а также не должна занимать много места. Но и простота здесь ни к чему. Нужно придумать такой вариант, чтобы его никто не смог скопировать.

Палехская

Ивановская область

Палехская миниатюра пусть и не относится напрямую к народной росписи как таковой, однако представляет из себя чрезвычайно важный элемент в художественном промысле. Палех вообще издавна славится своими мастерами в области изобразительного искусства. Однако в том виде, в котором представлены традиционные палехские изделия сегодня, они стали производиться лишь в начале ХХ века. Роспись наносят яркими темперными красками поверх изделий, чаще всего представляющих собой папье-маше. Это могут быть всевозможные шкатулки, ларцы и даже картины. 

Сюжеты палехского творчества разнообразны. Здесь можно увидеть и сказочные мотивы, и повседневные истории, и особые, сакральные события. В работах мастеров чувствуется уникальная черта, свойственная иконописным росписям. Впрочем, манера и секреты настоящего палеха передаются здесь из поколения в поколение от мастеров к их преемникам уже на протяжении многих лет.  Возможно, это и является секретом успеха изделий по всему миру.

Хохлома

Еще в 17 столетии в селеньях Заволжья появился большой центр сбыта ремесленных изделий. Он назывался Хохлома. И это слово подарило название самой знаменитой русской росписи по дереву.

Что нужно знать о хохломе:

  1. Старообрядцы Заволжья тонким кистевым рисунком оформляли иконы, оформляли старинные книги. А коренные жители региона нашли себя в резьбе по дереву и токарном деле. Случилось совмещение ремесел, и образовалась хохлома.
  2. Черный, красный, золотой – главные цвета хохломы. Белый цвет и охра помогали базовым цветам, уравновешивали композицию.
  3. Основная задача хохломского художника – выразить высокую идею с помощью оптимально подобранных цветов, создав непростую игру мазков.
  4. В хохломе выделяют верховое и фоновое письмо. В верховом мастер создает узор на золотом фоне черными, красными и отчасти белыми тонами.
  5. Еще одна примечательная деталь хохломы – травная техника. Ее представляют мотивы «под осоку». Из малых травинок художник способен создать курочку либо петушка в густой листве.
  6. Древесину для будущих изделий грунтуют, после обрабатывают олифой, завершают лужением. Изделия должны быть блестящими перед росписью.
  7. Золотые мотивы – главная черта хохломы. Даже роспись деревянных ложек будет шикарной, царственной за счет золотого сияния фона.

Для начинающих хохлома будет сложным стартом, потому как само изделие в этой технике проходит довольно непростой технологический процесс. Но дети рисуют узоры под хохлому, например, простой гуашью. С учетом того, что в современной гуаши есть и золотой цвет, это реально. Целью реально достижимого творческого опыта может быть роспись пасхальных яиц из дерева.

Больше информации о хохломе вы узнаете из нашего обзора: «Секрет популярности посуды хохлома и ее особенности. Как отличить подделку и почему посуда-фейк опасна для здоровья».

Как отличить подлинное изделие от подделки

Гжельская посуда – это знак качества. Ее высоко ценят в России и за границей. Но при этом сохраняется риск столкнуться с подделкой. Как правило, их качество оставляет желать лучшего, а для нанесения узора используют обычную краску.

Распознать оригинальную продукцию можно по следующим признакам:

  • Поверхность керамического или фарфорового изделия абсолютно гладкая. Фон – белоснежный.
  • На донышке вещи стоит фирменный знак – лебедь либо четкими и крупными буквами написано «Гжель». Слово должно быть обведено в овал.
  • На дорогостоящих товар ставят отметку «расписано вручную» и наносят фамилию мастера.
  • Настоящая гжель отличается прочностью, поскольку для ее изготовления берут белую глину с добавлением кварцевого песка.
  • Изображение детально прорисовано.
  • Изделия имеют простую форму, без лишней вычурности.

Вятская роспись

Каждый элемент в народной росписи наделен значением, он символичен и неслучаен в общем рисунке. Вятская роспись, так же, как и другие подобные промыслы Руси, была обережной. К сожалению, значение некоторых элементов забылось, и узоры на деревянных изделиях стали восприниматься только как декоративные.

На Вятской земле сочными, богатыми узорами расписывали прялки, шкафы, и, конечно, сундуки. После того, как крестьяне стали топить «по белому», декорирование захватило и наиболее почитаемые зоны дома – возле печи, божницу, входную дверь. Роспись домов сюда пришла с северных регионов. Расцвет домовой живописи случился в конце 19, начале 20 столетия.

Узнаваемые черты:

    • животные и цветы – они изображаются гораздо чаще людей, цветы собраны в букеты и гирлянды, а деревья отображают жизненный цикл;
    • круг – обязательный элемент росписи, он обозначает солнце, закругленными мазками изображаются лучи и энергия светила, а если нарисовано несколько кругов, это символизирует движение светила по небу;
    • ромб – древнерусский символ плодородия, богатства;
    • лев – экзотическое животное, ставшее символом защитника дома;
    • птицы – часто изображаются вместе со львами (вороны, утки, куры);
    • совы в вятской росписи считаются положительными персонажами;

  • главный цвет, который предпочитает эта русская роспись, красный, он символизирует саму жизнь;
  • среди особенностей техники выполнения следует отметить то, что рисовали художники не кистями, а заячьими лапками;
  • перед росписью сундука мастер промазывал его клеем;
  • ранее художники пользовались масляными красками, сегодня в ход идут их современные аналоги.

Внимание! Узоры вятской росписи – это настоящее вдохновение для тех, кто хочет оживить интерьер сочными, самобытными акцентами. Вместо копирования картинок и постеров из сканди-интерьеров, можно взять фактически любой вятский эскиз

Он гармоничен, красочен, а его обережное значение может существовать и сегодня. Вятские узоры могут появиться на шкатулках, тарелочках, посуде, деревянных панно. Сканди-стиль станет ярче и интереснее именно с таким декором.

Ставим подпись или роспись под документом?

Значение слова «подпись»

Существительное «под­пись» обра­зо­ва­но от одно­ко­рен­но­го гла­го­ла:

под­пи­сать → под­пись

Уточним лек­си­че­ское зна­че­ние ана­ли­зи­ру­е­мо­го сло­ва:

  1. Действие по знач. гл. под­пи­сать
  2. Надпись на чем-л. под чем-л.
  3. Собственноручно напи­сан­ная фами­лия под тек­стом, рисун­ком и т.п. в под­твер­жде­ние сво­е­го автор­ства или согла­сия с чем-либо.

Т. Ф. Ефремова. Новый сло­варь рус­ско­го язы­ка. М., Русский язык, 2000

Вот как сло­во «под­пись» упо­треб­ля­ет­ся в худо­же­ствен­ных текстах:

В кон­то­ру я боль­ше ни ногой, так что при­но­си­те все бума­ги на под­пись и про­чее ко мне в номер (Джек Лондон. Время-не-ждет).

Вот она, под­пись, кото­рой не хва­та­ло на том таин­ствен­ном пись­ме, что он полу­чил в про­шлом меся­це (Александр Дюма. Две Дианы).

Значение слова «роспись»

Это суще­стви­тель­ное мно­го­знач­ное. Его зна­че­ния зави­сят от того, от како­го гла­го­ла оно обра­зо­ва­но:

  • рас­пи­сы­вать, рас­пи­сать — рос­пись,
  • рас­пи­сать­ся — рос­пись.

В пер­вом слу­чае обра­зу­ет­ся слово-пароним «рос­пись», кото­рым обо­зна­ча­ют сюжет­ные изоб­ра­же­ния, рисун­ки на сте­нах, потол­ках хра­мов, на быто­вых пред­ме­тах с целью их укра­ше­ния, напри­мер:

  • хох­лом­ская рос­пись,
  • гжель­ская рос­пись.

Если сло­во «рос­пись» обра­зо­ва­но от воз­врат­но­го гла­го­ла «рас­пи­сать­ся», то эта лек­се­ма име­ет сле­ду­ю­щие зна­че­ния:

  1. Действие по знач. гл. рас­пи­сы­вать­ся, рас­пи­сать­ся.
  2. То же, что под­пись (3)
  3. Текст с под­пи­сью, сви­де­тель­ству­ю­щий о чем-либо, удо­сто­ве­ря­ю­щий что-л.
  4. Перечень, спи­сок чего-л.

Т. Ф. Ефремова. Новый сло­варь рус­ско­го язы­ка. М., Русский язык. 2000

ВыводЛексема «под­пись» со зна­че­ни­ем «соб­ствен­но­руч­но напи­сан­ная фами­лия под чем-либо» сов­па­да­ет с одним из зна­че­ний мно­го­знач­но­го сло­ва «рос­пись».

Значит, пра­виль­но напи­шем или ска­жем:

Требуется ваша под­пись или рос­пись под доку­мен­том.

Здесь вам сле­ду­ет поста­вить под­пись или рос­пись.

Всех сотруд­ни­ков сле­ду­ет озна­ко­мить под под­пись или рос­пись с дан­ной инструк­ци­ей по тех­ни­ке без­опас­но­сти.

Роспись дерева акварелью и ее особенности

Технология росписи деревянных оснований акварелью подразумевает быстрое нанесение краски на поверхность. Некоторые утверждают, что акварель совсем непригодная для таких покрытий, потому как обильное намокание дерева приводит к его порче. Исправить ситуацию и научиться правильно делать роспись по дереву акварелью можно – необходимо всего лишь подобрать грамотную технику.

Для начинающих роспись акварельными красками не должна быть сложной процедурой, потренироваться можно на деревянных заготовках в виде матрешек. После перевода рисунка необходимо провести 1 раз мокрой кистью по тому участку заготовки, который нужно разукрасить. Делается это для лучшего сцепления краски. Поэтапно сначала разрисовывают большие участки, после чего придают цвета деталям.

Использование акварели по дереву имеет ряд особенностей:

  • способность создавать легкие и воздушные изображения, оснащая их тенями и цветовыми переходами;
  • отсутствие рельефности мазка, чего не скажешь про раскрашивание деревянных оснований акрилом или масляными красками;
  • нарисованное на дереве акварелью лицо наиболее точно правдиво передает оттенки;
  • возможность смешивания акварели с другими видами красок для росписи по дереву.

Готовое изделие можно покрыть прозрачным лаком. Акварелью также украшают фоны на панно, ведь данная краска – пигмент, разбавленный водой, который наиболее оптимально подходит для больших участков.

Жостовский поднос

Любителям сочетать старое и новое должны приглянуться эти кованые изделия – в них столько убедительности, стиля и узнаваемых подсознательно черт, что сразу становится ясно, этот предмет должен быть на виду.

История

Знаменитому промыслу скоро исполнится 200 лет. В 1825 году в заведении братьев Вишняковых появились лакированные металлические подносы. Предварили их появление популярные в то время предметы из папье-маше, что после лакировки выглядели нарядно и более солидно. Подносы же стали полноправно одним из флагманов национальной русской культуры – аналогов жостовскому подносу в мире нет.


Жостовская фабрика декоративной росписи

Очень сложно промыслу было невредимым пробраться через лихолетие первой половины 20 века. В 20-30-е годы соцреализм, навязанный линией партии, едва не стал причиной гибели направления. Дело отстояли ведущие художники артели, которые понимали губительность нововведений. А занимались с ними представители элиты живописи – Петр Кончаловский, Борис Ланге, Павел Спасский.

Даже во время войны мастера не оставляли кисть: они рисовали на банках из-под тушенки, украшали даже переплавленные детские ведерки

С 60-х годов к жостовской продукции было вновь обращено широкое внимание. Вся роспись, и тогда и сейчас, только вручную

Каждый поднос является произведением конкретного автора.

Мотивы и узоры

Главным мотивом росписи стал цветочный букет. Форма цветов живая, реалистичная. Изображениям присуща декоративная обобщенность. Здесь можно угадать знакомые черты народной кистевой росписи на прялках, сундуках, туесках. По старым технологиям декоративных цветочных композиций (букет, гирлянда, венок) жостовские мастера творили свои изображения.

Краски на металле яркие, сочные. Традиционным стал черный фон, но и красные и синие, зеленые подносы с ажуром флористического орнамента прославили промысел. Художественная роспись по металлу балансирует: на фоне неизменных традиционных форм, цветов и композиций появляются и новые, в нежных кофейных оттенках, с одним крупным цветком как центром композиции. Возникновение этих новых ответвлений продлевает жизнь промысла, не лишая его, тем не менее, узнаваемого лица.

Особенность исполнения

Состав лака, которым покрывают подносы, до сих пор засекречен. Его база известна: это копал, особая смола, которую везут из Африки и Азии. Но большей информации у обывателя нет. Известно только, что именно лак помогает подносу долгие годы оставаться в первозданном виде.

Еще одна особенность жостовской лаковой росписи по металлу – объем, внесенный в само изображение. По краям мастер рисует мелкие цветы, на темном фоне они едва различимы. Но именно благодаря им главный узор выступает из таинственной цветовой глубины.

А еще есть у жостовских мастеров и такой предмет для гордости как «копченый» поднос. Этот узор еще называют «под черепаху», «под червячка». Металлические подносы коптят свечным пламенем. Удивительной красоты рисунок получается!

Познавательное видео о жостовских узорах.

Этапы создания

Исторически подносы изготавливались способом ручной ковки, сегодня же часть форм на фабрике производится механизировано. После ковки заготовку обезжиривают, шпатлюют и шлифуют. Поднос становится ровным.

Роспись имеет многослойную структуру:

  • замалевка – автор раскидывает цветовые пятна;
  • тенежка – следует после сушки, мастер наносит лессировочной краской темные участки объектов;
  • чертежка – прочерчиваются светлые контуры лепестков, листочков, бутонов;
  • привязка – на этом этапе пустоты заполняются легкой ажурной травкой, после этого работа передается мастеру-орнаменталисту.

Каждый кованый поднос имеет свой номер, а качество его подтверждается сертификатом. Продаются изделия в крафтовой упаковке.

Современное развитие

Жостовская фабрика активно и очень успешно вступает в коллаборации с известными дизайнерами и декораторами. Например, в 2019 году дизайнер Юлия Герасимова создала вместе с фабрикой коллекцию, основной мыслью которой стал новый русский стиль. Вдохновляли Юлию цветы из собственного сада, а знаменитые жостовские подносы стали богаче, благодаря новому художественному взгляду современных творцов. Такие подносы, к слову, замечательно смотрятся на стене.

В деревне Жостово работает музей промысла, здесь проводятся мастер-классы, можно познакомиться с художниками. Это значит, приобщиться с художественной традиции, известной всему миру, фактически может каждый. Такая открытость и активное общение представителей фабрики с потенциальным покупателем, ценителем русского искусства, однозначно идет на пользу и самому промыслу, и фабрике, и культуре страны в целом.

Подпись может полностью охарактеризовать своего владельца

Уделите внимание стилю написания росписи. Подберите почерк, который будет олицетворять ваш характер. Например, некоторые записывают фамилию прямыми аккуратными буквами, другие делают уклон во всей росписи, у третьих автограф уходит вверх

К сведению: есть дополнительная информация о том, что о человеке можно много сказать только по тому, как он расписывается. Это способно охарактеризовать его

Например, некоторые записывают фамилию прямыми аккуратными буквами, другие делают уклон во всей росписи, у третьих автограф уходит вверх. К сведению: есть дополнительная информация о том, что о человеке можно много сказать только по тому, как он расписывается. Это способно охарактеризовать его.

Отличным примером является роспись, выполненная в виде монограммы. Экспериментируйте, объединяя ваши инициалы в один красивый символ, дополняйте их завитушками и узорами. Самое главное в этом – не переборщить.

Живой генератор подписей онлайн

Рукописный автограф нужен не только для подписи шариковой ручкой в реальной жизни. Его также нередко применяют писатели, руководители предприятий и владельцы сайтов в электронном виде. Такую картинку загружают в формате PNG с прозрачным фоном и оставляют на различных веб-документах.

Поэтом достаточно важно, чтобы такая подпись даже в цифровом виде имела достойный вид. Его поможет настроить онлайн сервис onlinesignature.com

Живой генератор подписей онлайн

Изменяется практически любой параметр: шрифт, степень наклона, цвет и размер. Когда завершите, нажмите на кнопку Создать подпись.

Во всплывающем окне теперь нажмите на Download Signature.

Нажмите на кнопку Download Signature

И подтвердите скачивание. Форма для загрузки предлагает зарегистрироваться, чтобы создавать электронные подписи, имеющие юридическую силу. А также инструмент для встраивания подписи в разных приложениях.

Гжель. Развитие производства (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Промышленник Гребенщиков начал использовать найденное сырье на своем московском заводе. Однако смышленый народ из деревни Гжель и окружающих ее сел, кстати, как мы упоминали, уже имевший навыки гончарного дела, также понял выгоду в использовании более качественных глин.

Дело пошло бойко, поскольку в деревнях жили отменные консультанты — производственники с завода А. Гребенщикова. В период с 1750 по 1820 г. мастера–кустари производили майолику – продолговатые кувшины-квасники, тарелки, кружки, блюда. Орнаментальная роспись выполнялась зеленой, желтой, синей и баклажанной краской на белом фоне. Изображение включало в себя птицу – по центру, а вокруг нее – деревья, кусты, дома. (т.е. демонстрировало примитивные виды росписи посуды). Посуда пользовалась спросом. Возникла конкуренция качества. Лидировали бывшие гончарные заводы, изготавливающие полуфаянс высокого качества, идентичного «заграничной» посуде.

Мастерство за 80 лет отточилось, и с 1820 года уже практически все гжельские умельцы производят полуфаянс. Это время расцвета искусства гжели. Изделия мастеров можно увидеть и в Эрмитаже. Эта посуда стала считаться в России лучшей и наинаряднейшей. Характерные расписные гжельские чайники, пиалы, тарелки наполнили дома купцов и знати, трактиры. Совершенствуются виды росписи. Гжель покупают по всей стране, от Архангельска до Астрахани, экспортируют в Среднюю Азию и на Ближний Восток. Продукцию производят приблизительно тридцать фабрик. Занимаются производством гжели фабриканты: Бармины, Гуслины, Гусятниковы, Киселевы, Тереховы, Сазоновы.

К сожалению, начиная с 1860 г. происходит упадок гжельской росписи. Народное творчество, рожденное конкуренцией сотен мелких производителей и десятков средних, вытесняется прагматичностью крупных монополий. Среди монополистов выделялся М. С. Кузнецов, с его пятью заводами и годовым выпуском продукции в 2,1 млн. руб. Производственные мощности всех остальных составляли 14% от кузнецовского. Собственно говоря, фабрикант Кузнецов и «задавил» творчество. Ушла конкуренция, понизилась мотивация, снизилось качество, настал упадок.

Гжель. Поиск глины для фарфора

Гжель как искусство художественной росписи родилась на территории современного Раменского района Московской области. Встарь эти места назывались Гжельской волостью, и на этой местности раскинулись села Бохтеево, Володино, Гжель, Кузяево, Новохаритоново, Турыгино.

Вплоть до XVII века местные крестьяне производили из глины сравнительно примитивную поливную посуду. Ситуация изменилась благодаря промышленной разработке местных глин, пригодных для производства фарфора. Точкой отсчета стало распоряжение царя Алексея Михайловича обнаружить «глины, пригодные» для производства аптекарских сосудов — в 1663 году.

Опыт удался, с 1710 г. аптекарский приказ начал пользоваться здешним сырьем. Аптекари нахваливали качество глин, и настал момент, когда ими заинтересовались промышленники. Их интересовало сырье, пригодное для производства фарфора. По указу царя в 1844 г. создали комиссию, в которую вошли собственник фарфорового завода в Москве Афанасий Гребенщиков и инженер Порцелиновой мануфактуры Дмитрий Иванович Виноградов, получивший горноинженерное образование в Марбургском университете. Пять лет искали нужную глину. В 1849 году после восьми месяцев изысканий были добыты глины, из которых произвели первоклассный фарфор. Об их качестве высоко отозвался сам М. В. Ломоносов, соученик Виноградова.

Вариант создания художественной росписи

Художественная роспись стен может осуществляться не только краской и кистью, но и с использованием других способов. Условно технология рисования на стенах делится на несколько групп:

  • Классическое рисование. С технической точки зрения считается одним из самых простых, но для создания красивого изображения понадобится немалый опыт. Принцип создания элементарен: берётся ёмкость с краской, кисть и рисуется изображение. Какое оно будет — вымышленное или взятое из источника — без разницы.
  • Рисование карандашами. Метод может показаться простым, пока не попробуете нарисовать его своими руками. Используется простой карандаш (в редких случаях применяются и цветные изображения). Такая технология росписи на стенах используется как оригинальное дополнение к интерьеру помещения. Выступает как в роли дополнительного элемента, так и акцентирующего, выступающего украшением главной стены.
  • Пофрагментная методика. Используется художниками с малым опытом рисования объёмных изображений. Поверхность разлиновывается на отдельное фрагменты, в каждом из которых создаётся отдельный кадр. Завершённое изображение сливается в единую картину. Разлиновка становится невидна.
  • Эффект тени. Созданное изображение имеет эффект только при организации соответствующего освещения, создающего на поверхности стен нужную тень. Используется для переноса орнамента, геометрической фигуры любой сложности, растений. Самыми распространёнными изображениями этого плана является воспроизведение одной или двух отдельно стоящих фигур.
  • Рисование с трафаретом. Одна из самых простых методик декоративной росписи стен. С её помощью становится возможно создать условное изображение, далёкое от реальности. Применяется для воспроизведения простых незамысловатых композиций, орнаментов. Часто с помощью трафарета создаётся сложное изображение художественного концепта.
  • Рельефная методика. Выполняется только профессионалами, так называемая 3D роспись стен. Изображение наносится на ранее подготовленную поверхность, имеющую рельефные отклонения плоскости. Делаются они из гипса. Окрашивание происходит на завершающем этапе, с учётом игр теней, как реальных, так и вымышленных.


Роспись стен с использованием простого карандашаИсточник stenaprofi.ru


Создаём объёмное изображение пофрагментным способомИсточник www.mirlandshaft.ru


Создание изображения с помощью эффекта тениИсточник www.dizainvfoto.ru

Виды росписи по дереву

Существует огромное количество методик данного искусства. В одной только хохломе их больше десятка, в зависимости от типа орнамента. Наибольшую популярность получили три техники:

  • Хохломская роспись.
  • Мезенская.
  • Городецкая.

Хохлома считается старинным русским промыслом, который зародился в окрестностях Нижнего Новгорода в семнадцатом веке. Посуда их дерева всегда пользовалась спросом на Руси. Но если древесину не обрабатывать, её поверхность впитывает не только влагу, но и различные загрязнения.

Чтобы избежать этого нижегородские умельцы начали покрывать изделия вареным маслом изо льна (олифа). Оно обволакивало дерево, формируя на нем непроницаемую плёнку. Характерная черта росписи – придание изделиям золотого блеска без использования драгоценного металла.

Принцип нанесения рисунка был заимствован из старинной техники иконописи. Для экономии фона икону окрашивали серебром (позже оловом или алюминием), наносили лик святых и покрывали поверхность изделия льняным маслом в несколько слоев. Каждый слой просушивали в печи при высокой температуре. В результате пленка из олифы становилась золотистого цвета. Серебряный фон также приобретал желтый отлив.

В хохломе в основном используют красный, чёрный и золотистый оттенки. Дополнительно в роспись вводят зеленый и желтый тона. Узор наносится вручную, без нанесения предварительной разметки. Основной орнамент – ягоды, цветки и ветви. Часто встречаются птицы и звери.

Хохломская роспись подразделяется на верховую и под фон. В первом случае по серебристому фону наносят красный и черный рисунок. Во втором – предварительно прочерчивается контур узора, затем фон заполнят тёмной краской, орнамент при этом остается золотым.

Городецкая роспись также зародилась в Нижнем Новгороде в девятнадцатом веке. Она отличается сложными сюжетными композициями. Рисунок так же, как и в хохломе, наносится без предварительной разметки. Узор выполняют темперными красками на ярком фоне.

Основной художественный приём: сначала на поверхность наносится цвет фона, затем выполняются «подмалёвки» (крупные пятна разных оттенков). После этого орнамент прорабатывают тонкой кисточкой.

Завершающим этапом росписи становится «разживка». Это дополнительные штрихи и точки, нанесенные краской белого оттенка

Они акцентируют внимание на деталях и подчеркивают контрастность изображения

Основные мотивы ремесла — цветочные узоры, сюжеты былин и сказок, сценки городской жизни. Мезенская роспись считается одним из старейших типов оформления деревянной посуды и мебели. Основная черта орнамента: дробный узор (звезды, крестики), выполненный в чёрном и красном цвете.

Также в качестве декора использовались схематические изображения животных (коней, оленей). Все рисунки статичны, ощущение динамики возникает благодаря многократному повтору орнамента.

Роспись осуществляется по негрунтованному дереву. Сначала используется охра, затем выполняется чёрная обводка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector