Редуктор для сжатых газов: общая информация
Содержание:
- Классификация газовых редукторов
- Баллон
- Как выбрать бытовой пропановый редуктор
- Необходимость использования газовых редукторов
- Настройка чувствительности редуктора
- Устройство и схема работы ГБО 4
- Назначение газового редуктора
- Назначение баллонного пропанового редуктора БПО 5-2
- Отличие от ГБО 5
- Особенности редукторных систем
- Выводы
Классификация газовых редукторов
Редуктор для газгольдера
Устройства, регулирующие давление подаваемого газа, требуются не только в автономном газоснабжении. Редукторы ставят на многочисленных заводских установках, в котельных. Различают приборы по конструкции и виду газа, с которым могут работать, а также по назначению.
Баллонные и сетевые
Для обслуживания газгольдера, раздаточной станции или баллона требуются разные редукторы. По месту установки различают:
- Сетевые – обслуживают рабочие или сварочные посты, питаемые от центрального газопровода. Эти же устройства монтируют в переходник между газопроводом и аппаратурой или предохранительными устройствами. Сетевой редуктор оборудуется только 1 манометром, измеряющим показатели выходящего газа.
- Баллонные – регулируют давление при подаче пропан-бутановой или другой смеси из баллона или из газгольдера к газовым приборам. Имеют разную конструкцию. Обычно довольно компактны.
- Рамповые – монтируются на перепускных рампах, когда требуется подавать газ от магистрального газопровода к пунктам потребления.
Аппарат подбирают с учетом мощности, диапазона регулирования, точности регулирования прочих параметров.
Пропановые, кислородные и ацетиленовые
Виды редукторов – газовые, кислородные, ацетиленовые
Если в быту потребитель сталкивается только с метаном или пропан-бутановой смесью, то на производстве работать приходится с самыми разными сжиженными смесями. По составу среды различают:
- Кислородные – используются при сварке металлов. Редукторы окрашены в голубой цвет, крепятся непосредственно на баллонах. Изготавливаются из металлических сплавов, устойчивых к окислению, и тщательно обезжириваются.
- Пропановые – применяют как в быту, так и на производстве. Окрашиваются в красный. Прокладки и уплотнители производят из материалов, устойчивых к n-пентану.
- Ацетиленовые – используются при сварке. Окрашены в белый. Выполняются из металлов за исключением меди, цинка, серебра. Уплотнители делают из материалов, устойчивые к действию ацетона, ДМФ, растворителей.
- Криогенные – рассчитаны на работу с газовыми смесями при температурах ниже -120 С. Изготавливаются из металлов, устойчивых к холоду, наподобие латуни, нержавеющей стали.
Баллон
Изготовлен из стали толщиной 3-4 мм, для обеспечения безопасности даже в случае аварий. В настоящее время выпускаются баллоны различных размеров, соответствующие объему двигателя.
Баллон цилиндрической формы — наиболее часто встречающаяся форма на установках ГБО первого поколения.
Баллоны цилиндрические, варианты и стоимость Баллон тороидальной формы — разработан для крепления в месте хранения запасного колеса. Такая форма позволяет удобно разместить баллон в машине сохранив в ней полезное место, например в кузове универсал.
Баллоны тороидальные, варианты и стоимость Разброс в стоимости у балонов присутствует, лучше всего к установке тороидальные варианты.
Как выбрать бытовой пропановый редуктор
Выбор устройства для подачи пропан-бутановой смеси к газоиспользующему оборудованию основывается на двух ключевых параметрах:
- рабочее давление;
- расход газа.
Образец паспорта на газовую плиту
Рабочий режим большинства бытовых пропановых приборов составляет 30 mbar, 37 mbar или 50 mbar. На основе данного показателя подбирают соответствующий редуктор. Если его выходное давление будет отличаться от рабочего параметра газовой плиты, котла или, например, гриля, это может привести к неправильной работе оборудования и даже создать взрывоопасную ситуацию.
Характеристики пропанового редуктора можно посмотреть на нем же — 3 кг/ч и 29mbar
30 mbar, 1.5 кг/ч (kg/h)
Для стабильной и безопасной работы газового потребителя также важно, чтобы его расход не превышал производительность газоредуктора. При этом верхний уровень расхода редуктора не нормируется. То есть для котла мощностью 24 кВт с массовым расходом 2 – 2,5 кг/ч допустима установка редуктора производительностью 3 кг/ч и выше – автоматика котла или плиты все равно не пропустит «лишний» газ
То есть для котла мощностью 24 кВт с массовым расходом 2 – 2,5 кг/ч допустима установка редуктора производительностью 3 кг/ч и выше – автоматика котла или плиты все равно не пропустит «лишний» газ.
Для справки:
1 кг ~ 1,9 л ~ 0,45 м3 (для пропан — бутана)
1000 Па — 1 кПа — 10 mbar
30 mbar — 0,03 bar
1 bar-0.99 атм.
Некоторые владельцы систем автономного газоснабжения совершают ошибку, когда приобретают промышленные редукторы вместо бытовых, считая их более надежными. Во-первых, такие устройства стоят на порядок дороже, во-вторых, они рассчитаны на работу с более мощным газовым оборудованием, поэтому далеко не всегда согласуются с бытовыми приборами.
Так же следует обратить внимание на тип резьбы устройства. Редукторы, предназначенные для работы с негорючими газами, оснащаются правой резьбой, а с горючими газами имеют левую резьбу и риску на гайке
Правила установки и эксплуатации газового редуктора
Чтобы подключить пропановый редуктор к газоиспользующему оборудованию, применяют два способа: с помощью штуцера типа «елочка» или посредством резьбового соединения. Первый вариант считается самым простым и зачастую применяется для подключения баллона к газовой плите. Второй способ более надежный и эстетичный, кроме того, он позволяет подключить один пропановый резервуар сразу к нескольким потребителям.
Подключение через штуцер
Какой бы вариант ни был выбран, в процессе подключения газоредуктора и запуска системы необходимо придерживаться следующей инструкции:
- Убедиться в отсутствии трещин и впадин на корпусе, проверить целостность манометра (при его наличии).
- Подключить устройство к баллону (газгольдеру). Для лучшей герметичности резьбового соединения следует дополнительно применить лен или ФУМ-ленту.
- К выходному патрубку редуктора присоединить газовую магистраль. При использовании штуцера «елочки» трубу в месте крепления зафиксировать хомутом.
- Медленно открыть баллонный вентиль, после чего повернуть кран на потребителе газа.
Стоит отметить, что устройство предназначено для эксплуатации в умеренном климате, потому его применение допустимо при температуре от -15 до 45 градусов Цельсия.
Пример подключения пропанового редуктора в групповой баллонной установке
Необходимость использования газовых редукторов
Без установки специального устройства – редуктора – давление в автономной газовой сети теряет стабильность и меняется в зависимости от наполнения баллона и состава топлива. Чтобы этого не происходило, и устанавливают прибор с расходомером-манометром, по показаниям которого можно судить о рабочем давлении.
Регулирующее оборудование требует обслуживания и время от времени проходит поверку, которую производят представители обслуживающей организации – службы Горгаза или Облгаза.
Собственники жилья не допускаются к поверке газовых редукторов, но могут контролировать действия рабочих, поэтому разберем по порядку все важные моменты – от конструкции прибора до периодичности вызова газовиков.
Устройство, принцип работы и виды
Конструкция редуктора отличается простотой, но в основе его производства лежит высокая точность изготовления всех элементов.
Устройства у разных производителей могут отличаться, но основные части конструкции остаются одинаковыми.
Детали пропанового устройства:
- металлический или полимерный корпус;
- присоединительный патрубок с накидной гайкой;
- рабочий патрубок с резьбой;
- фильтрующий узел;
- две камеры, между которыми расположена мембрана;
- клапан с седлом на штоке;
- две пружины – задающая и возвратная;
- манометр.
Выделяют два вида пропановых редукторов: 1-ступенчатые и 2-ступенчатые. Отличие состоит в способе понижения напора: в одноступенчатом процесс происходит в один этап, в двухступенчатом – в два. Конструкционное отличие второго – в наличии камеры высокого давления и дополнительного клапана.
Двухступенчатое устройство целесообразно применять для баллонов, у которых на входе высокое давление, но в быту чаще используют одноступенчатые модели.
Чтобы отличить пропановый прибор от кислородного или других, его помечают красным цветом, но встречаются и устройства «металлик».
Принцип работы состоит в регулировке давления. Поступая через патрубок в камеру высокого давления, газ давит на мембрану. Клапан открывается посредством пружины и пропускает топливо в следующий отсек – камеру низкого давления.
Там газ воздействует на мембрану с другой стороны, в результате чего давление приобретает рабочие параметры. Как только это происходит, клапан закрывается. Процесс повторяется по мере изменения параметров.
Соединение с газопроводом, ведущим к газовой плите, осуществляется через входной патрубок. Для бытовых баллонов выпускают устройства с ниппельным отводом с типовым диаметром 6,3 мм. Они дешевле, чем редукторы для сварочного оборудования.
Правила безопасной эксплуатации
Согласно инструкции по безопасной эксплуатации редукторов для газовых баллонов, необходимо соблюдать ряд правил. Перед использованием устройства нужно убедиться в его исправности и обязательно уточнить дату поверки. Если со дня последней поверки прошло больше года, оборудование применять нельзя – необходимо связаться с технической службой и вызвать специалиста.
Разрешен ввод адаптера только с исправным манометром (или манометрами). Для проверки открывают вентиль баллона и следят за стрелками на приборах. Рабочее давление устанавливают, исходя из показаний манометра низкого давления. Для регулировки медленно поворачивают винт.
При закрытом вентиле производить установку рабочих параметров нельзя. Показатели манометра высокого давления пригодятся, когда вы захотите узнать о наличии пропана в баллонах.
Иногда случаются неприятности, при которых следует срочно вызывать аварийную газовую службу, но некоторые мероприятия можно провести самостоятельно. Если редуктор замерзает, его отогревают паром или горячей водой, предварительно перекрыв и изолировав баллон.
Если вы надолго уезжаете из дома, газ необходимо перекрыть – повернуть отсекатель, установленный внутри дома, и обязательно затянуть вентиль баллона.
Нельзя производить следующие действия:
- выполнять сварочные работы вблизи действующего газового оборудования;
- проверять герметичность открытым огнем – зажигалкой или спичкой;
- отогревать замерзшую арматуру открытым огнем;
- устанавливать редукторы другого назначения – например, для кислородных или ацетиленовых баллонов;
- использовать манометры с неподходящими техническими характеристиками;
- применять не прошедшие поверку, неисправные манометы.
Если устройства или соединения имеют видимые механические повреждения, не рекомендуем использовать автономную сеть – следует вызвать специалиста, который проверит пригодность оборудования и выдаст положительное заключение.
С правилами по безопасной эксплуатации газовых приборов можно ознакомиться в ПБ 03-576-03.
Настройка чувствительности редуктора
Понемногу отворачивать винт чувствительности до тех пор, пока это не станет влиять на обороты двигателя на холостом ходу, затем заворачиваем на 0,75–1,25 оборота назад. Пробуем резко «газануть» — двигатель должен хорошо откликаться на педаль «газа». Если отзывается плохо («тупит»), повторить операцию.
Настройка дозатора
На работающем на газу двигателе установить 3000–3500 об/мин, и заворачивать винт дозатора до тех пор пока не будет найден порог изменения в оборотах. Он слышен по звуку работы двигателя. Можно покрутить винт дозатора больше/меньше, чтобы убедиться в этом. Отвернуть винт дозатора на 0,5–0,75 оборота от найденного порога.
Заключительная регулировка
Проводится также в несколько шагов. Резко нажать на привод «газа», затем заворачивая винт чувствительности по 0,25 оборота до тех пор, пока не почувствуется провал в наборе оборотов. После этого отвернуть винт чувствительности на 0,5 оборота. Последнюю операцию лучше проводить не на слух, а на «трогание» автомобиля с места на малом «газу». После этого повторить процедуру настройки дозатора.
Редуктор настроен. Можно спокойно ездить. Единственная проблема, которая может возникнуть — высокий уровень СО. Характерный признак — сильный специфический запах несгоревшего газа из выхлопной на холостом ходу. В этом случае нужно немного завернуть винт ХХ. Для прохождения техосмотра неплохо подъехать на СТО с газоанализатором и проверить уровень СО в выхлопе.
Устройство и схема работы ГБО 4
Устройство ГБО:
- Баллон для газообразного топлива.
- Мультиклапан.
- Узел подготавливающий, распределяющий и впрыскивающий газовое топливо в систему ДВС автомобиля.
Устройство мультиклапан монтируется на горловину газового баллона. Он служит для возможности заправки баллона, для нормированного экономного расходования газа, когда мотор работает и потребляет газ.
Устройство мультиклапана:
- Клапан входной или заправочный.
- Клапан выходной или расходный.
- Клапан аварийный или скоростной.
- Стрелка заправки баллона.
- Патрубок забора топлива.
Аварийный или скоростной клапан устанавливается для своевременного перекрытия расходного канала в случае, когда расход газа резко увеличился, например, при повреждение трубки от баллона до ДВС.
Устройство системы подготовки и распределения газа:
- Редуктор одноступенчатый, если в баллоне — пропан. Редуктор двухступенчатый, если в баллоне — метан. Функция редуктора в том, что он переводит топливо из жидкого состояния в газообразное. Двухступенчатый редуктор (когда в баллоне метан) еще может понижать давление.
- Форсуночная рампа с жиклерами.
- Фильтры для очистки газа.
При работе, система газового баллонного оборудования 4 поколения не допускает того, чтобы в канале впуска появлялись хлопки, которые могут быть в оборудовании с плохо синхронизируемыми системами подачи механическим путем. Благодаря этому, ГБО четвертого поколения без опаски можно устанавливать на двигатели, имеющими пластиковые коллекторы и регулируемыми геометрией подачи газовоздушной смеси.
После установки газового оборудования в автомобиль, требуется настроить момент зажигания. Зажигание корректируется потому, что время сгорания газа больше, чем у бензина и октановое число выше. Газовая система требует раннего зажигания, то есть угол опережения должен быть больше.
Для улучшения работы ДВС на газу специально изготавливаются свечи зажигания. Но и обычные свечи зажигания обеспечивают хорошую бесперебойную работу двигателя авто. Зажигание настраивают посредством электронного вариатора.
Как и в случае с ДВС без ГБО, мотор с газобаллонным оборудованием 4 поколения можно тюнинговать, то есть производить чип-тюнинг ДВС. В результате чего улучшаться номинальные технические характеристики мотора и изменится температура, при достижении которой будет происходить автопереключение режима подачи вида топлива.
Назначение газового редуктора
Редуктор для газового баллона Газовая смесь в баллоне находился под большим давлением. Это облегчает перевозку, так как позволяет в относительно небольшой емкости перевозить большой объем голубого топлива. Однако оборудование – колонка, котел, генератор – рассчитано на низкое давление бытового газа – не более 0,3–0,6 МПа. Чтобы обеспечить такую трансформацию, необходим адаптер.
Газовый редуктор – приспособление для снижения давления газовой смести на выходе из баллона или трубы. Эта же конструкция поддерживает постоянный напор газа вне зависимости от того, как изменяется наполненность емкости.
Валера
Голос строительного гуру
Задать вопрос
Стандартное давление в баллоне со сжиженным пропан-бутаном 1,6 МПа. А в домовую сеть или к котлу смесь должна подаваться под напором в 0,6 МПа. Без специального прибора, выравнивающего давление, обойтись нельзя.
Назначение баллонного пропанового редуктора БПО 5-2
Пропановый редуктор БПО 5-2 используется для снижения и стабилизации напора бытового газа, подаваемого из стандартных баллонов таким потребителям, как сварочные горелки и резаки, обогреватели и большое количество других разновидностей потребителей.
Устройство и принцип работы пропанового редуктора БПО 5-2
Этот пропановый редуктор построен по однокамерной схеме, на входе имеет патрубок с резьбовой накидной гайкой для присоединения к баллону. Корпус отлит из алюминиевого сплава, крышка корпуса изготовлена из полиамида.
https://youtube.com/watch?v=eXophZ3QC3M
Особенностью исполнения пропанового редуктора являются его малые размеры и вес, что делает БПО 5-2 удобным в перевозке и хранении.
Технические характеристики пропанового редуктора БПО 5-2
Пропановый редуктор производится старейшим в стране изготовителем газового оборудования — заводом «Нева»:
Технические характеристики редукторов
- Вес 0,34 кг.
- Длина × ширина × высота 135 × 105 × 96мм.
- Рабочая температура -15+45˚С.
- Максимальное давление на входе 25 кг/см3.
- Рабочее давление 3 кг/см3.
- Максимальный расход газа, 5 м3/час.
- Способ подключения W 21,8-14 ниток на 1″ LH.
- Рабочее подключение М16х1,5 LH.
Комплектность газового пропанового редуктора БПО 5-2
В комплект поставки входят:
- Пропановый редуктор в сборе.
- Технический паспорт.
- Ниппель под рукав 6,3 или 9 мм.
- Упаковка.
Меры безопасности при работе с пропановым редуктором БПО 5-2
Пропан является источником повышенной опасности. Чтобы сознательно следовать требованиям безопасности, надо понимать, какие именно угрозы несет в себе сам газ и использующие его устройства:
Меры безопасности при работе с пропановым редуктором БПО 5-2
- Прежде всего, пропан огнеопасен. Неправильное обращение с ним может вызвать серьезную угрозу жизни и здоровью людей, а также материальным ценностям.
- Пропаном нельзя дышать. В атмосфере пропана человек погибает. При вдыхании небольших количеств он приводит к отравлению, вызывающему головную боль и рвоту.
- Пропан взрывоопасен при определенных условиях, при достижении определенной концентрации пропана в воздухе происходит объемный взрыв. Взрыв также происходит при резком повышении температуры в баллоне.
- При быстром истечении пропана из баллона в атмосферу происходит сильное понижение температуры, которое может привести к тяжелым и глубоким обморожениям.
Правила для работы с пропановым баллоном
Чтобы избежать этих неприятных последствий, при работе с пропаном необходимо соблюдать следующие правила:
- Не работать с пропаном рядом с источниками открытого огня или сильного нагрева.
- Не вносить в зону работы другие легковоспламеняющиеся вещества.
- Не использовать рядом с пропаном несовместимые с ним химически материалы, такие, как нитраты и перхлораты.
- Не использовать газовое оборудование и арматуру, имеющее видимые механические повреждения и признаки утечки газа.
Правила эксплуатации пропанового редуктора БПО 5-2
Правила эксплуатации содержат, прежде всего, требования неукоснительного соблюдения мер безопасности, перечисленных выше.
Каждый раз перед началом эксплуатации необходимо осмотреть пропановый редуктор, соединительную арматуру, подводящие шланги на предмет наличия механических повреждений и видимых и слышимых признаков утечки. При обнаружении таких признаков начинать эксплуатацию недопустимо, поврежденное оборудование подлежит ремонту или замене.
Правила эксплуатация пропанового редуктора
Если стрелка манометра не двигается или , наоборот, скачет при постоянном расходе газа — он неисправен и подлежит замене.
Необходимо также внимательно следить за сроком проведения плановой поверки манометра пропанового редуктора на соответствие паспортным техническим требованиям. Такая проверка должна осуществляться специальной сертифицируемой организацией не реже одного раза в пять лет.
Кроме того, необходимо соблюдать порядок подключения пропанового редуктора к баллону и к потребляющим устройствам. Не реже раза в месяц нужно проверять состояние фильтра и при необходимости очищать его.
Отличие от ГБО 5
Специалисты выделяют несколько ключевых различий между ГБО 4 и 5 поколений.
- Состояние газа. Более современная версия оборудования использует для работы жидкий газ, а не парообразный, что характерно для установок четвертого поколения.
- Наличие редуктора. В комплектацию 5-го поколения не входит редуктор, поэтому нет необходимости вмешиваться в работу системы охлаждения двигателя. В ГБО 4 поколения жидкость применяется для обогрева редуктора.
- Форсунки. Пятое поколение газовых установок оснащается более эффективными форсунками, способными обрабатывать импульсы гораздо быстрее, чем предшественники. Благодаря этому ГБО 5 отлично работает на новых двигателях.
- Обслуживание. В четвертом поколении нужно регулярно проводить обслуживание редуктора, форсунок, настраивать топливные карты, а вот в ГБО 5 всего этого нет. Надо лишь периодически выполнять замену фильтра.
- Мощность. Использование более медленных форсунок в 4-м поколении газового оборудования приводит к падению мощности, по сравнению с работой на бензине. А в более новых установках никаких потерь динамики и мощности нет.
Особенности редукторных систем
Казалось бы, конструкционно редуктор ГБО устроен довольно-таки просто, да и в понятии принципов его работы сложностей не имеется. Так почему же среди автомобилистов этот узел вызывает оживлённый интерес? Пожалуй, основная причина пристального внимания к редукторным системам, ставящимся на газовое оборудование, заключена в имеющихся у них особенностях. Если быть точнее, то их всего две:
- «Мёрзлость» редуктора. Наверное, каждый автомобилист хоть раз слышал – редукторная аппаратура ГБО часто замерзает. Правда ли это? Да и связано подобное явление с тем, что сжатый до 16 или, как в случае с метаном, 100-200 атмосфер газ активно испаряется и теряет давление до 1,8-2 атмосфер, что сопровождается забором энергии (тепла) из окружающей среды. Вследствие этого редуктор замерзает, иногда до такой степени, что просто перестаёт качественно исполнять свои основные функции. Для нейтрализации столь щепетильной особенности газовых «карбюраторов» их советуют устанавливать неподалёку от нагревающихся элементов и в зимние времена прогревать машину не на газу, а на бензине;
- Виды используемого оборудования. К слову, редукторы ГБО могут быть либо вакуумные, которые используются на карбюраторных моторах, либо электронными, используемыми на инжекторных двигателях. Именно от формации выбранного оборудования зависит то, как его нужно настраивать. Если в случае регулировки редуктора с вакуумным принципом работы придётся использовать все навыки настройки карбюраторов, «шаманя» над регулировочными винтами, то при использовании электронного узла достаточно отрегулировать его работу посредством использования специальной программы на компьютере, соединённого с блоком управления ГБО. Безусловно, оба варианта настройки хорошие, но наилучшим уж точно является способ регулировки электронных редукторов. Так, к примеру, на электронных системах возможна гибкая подгонка давления в камерах, что в случае с «вакуумниками» просто нереально.
Выводы
Эксплуатационный срок газового редуктора очень сильно зависит от того, придерживается ли владелец автомобиля правил эксплуатации. Кроме этого, мы рекомендуем осуществлять подбор оборудования только у проверенных специалистов. Это поможет вам избежать лишних расходов на дальнейшую настройку и ремонт.
Последнее обновление — 2 апреля 2020 в 13:18
Выпуск более современных автомобилей заставляет производителей газовых систем развиваться, двигаясь в ногу со временем. Хоть количество устаревшего транспорта неизбежно сокращается, в погоне за экономией на топливе и затратах на содержание авто, ГБО 2 поколения не теряет популярности среди автовладельцев. Его установка и регулировка не требует специального оснащения. Поэтому поставить газобаллонное оборудование на машину, возможно, самому в условиях среднестатистического гаража.