Интерьеры готических замков 19 века, 3 проекта (часть 1)
Содержание:
- Средневековая католическая архитектура: соборы, церкви, аббатства
- Готические замки средневековья, светские строения
- Декор современного готического интерьера
- Йоркский собор. Йорк. Англия
- Признаки готического стиля
- Печальная судьба имения
- Материалы для строительства в готическом стиле
- Фасад
- История готического стиля
- Вестминстерский дворец. Лондон Англия
- Миланский собор. Милан, Италия
- Шартрский собор. Шартр, Франция
- Окно с витражом – лучшее оформление стены
- Основные признаки интерьера в готическом стиле
- Заключение
Средневековая католическая архитектура: соборы, церкви, аббатства
В XIII веке в пригороде Парижа была возведена , при строительстве были использованы самые современные достижения архитектуры того времени. Так началась новая архитектурная эпоха в Европе. Поначалу стиль не имел конкретного названия, чаще всего его называли французским, но он быстро завоёвывал популярность во многих странах.
Интерьер церкви Сен-Дени, первая крупная готическая постройка
Появление новой архитектуры было связано с достижениями мастеров в области работы с камнем, в частности появлением каркасной системы возведения зданий. В предшествующую романскую эпоху основой любого здания были мощные стены и опоры, но инженеры научились рационально использовать материалы и распределять нагрузку только на опорные конструкции. Всё это дало возможность строить высокие здания с большими открытыми пространствами внутри. Также появились технологии изготовления витражей и декоративной обработки камня. Последнее, позволило украшать здания сложными орнаментами.
Собор парижской Богоматери
Крупнейшие готические соборы средневековой Европы:
- Нотр-Дам де Пари, строительство 1163-1365 гг., Франция, классический пример французской готики;
- Солсберийский собор, строительство 1220-1320 гг., пример ранней английской готики, самое высокое здание средневековой Англии;
- , строительство 1194-1260 гг., Франция, город Шартр, образец высокой готики, славится самым крупным набором витражей;
- Амьенский собор, строительство 1220-1269 гг., считается эталоном чистейшей французской готики;
- , строительство 1089-1499 гг., Великобритания, стиль перпендикулярная готика;
- , строительство 1258-1400 гг., Великобритания, образец украшательского стиля;
- , строительство 1221-1567 гг., Испания, уникальная испанская готика с элементами мавританского стиля;
- Миланский собор, XIV-XV вв., Италия;
- Санта Мария дель Фьоре, 1296-1436 гг., Италия, самый нестандартный собор готического периода, имеет множество оригинальных элементов: купол, фрески, мозаичные полы;
- Собор Святого Стефана в Вене, 1359-1511, Австрия, пример поздней немецкой готики.
За 400 лет в Европе появилось несколько сотен готических построек. Естественно, соборы – не единственный тип сооружений, также возводились монастыри (аббатства) и часовни (капеллы). Самая известная капелла средневековья — , где хранятся христианские реликвии.
Капелла Сент-Шапель внутри
За много лет развития в готическом стиле сформировалось огромное количество декоративных направлений и их черт, здесь мы перечислим только самые общие.
Общие характеристики: 1) большие внутренние пространства; 2) Арки стрельчатой формы и стрельчатые формы вообще; 3) сложное декоративное оформление фасадов и интерьеров каменной резьбой; 4) витражи; 5) обилие орнаментов, главный из которых – масворк; 6) элементы оформления имеют религиозный символизм.
На фото ниже, представлены не только общие виды фасадов соборов, но и отжельные элементы интерьеров.
Готические замки средневековья, светские строения
Несколько первых столетий готика развивалась исключительно как стиль католической архитектуры. Дело в том, что почти все её элементы имеют религиозный смысл и использовать их в жилых домах считалось почти кощунственным. Тем не менее, преимущества каркасной системы в архитектуре были неоспоримы и продолжать возводить здания по устаревшим технологиям казалось просто глупо. Поэтому элементы готики стали постепенно проникать в светскую архитектуру. К сожалению, жилые интерьеры очень недолговечны и часто перестраиваются владельцами, поэтому до наших дней дошли очень немногие постройки.
Главный фасад Папского дворца в Авиньёне
Крупнейшие постройки:
- , XIV век, Франция, резиденция Папы римского, самая крупная средневековая жилая постройка, интерьеры почти не сохранились;
- Замок Консьержери в Париже, замок много раз перестраивался в том числе в стиле готики, большая часть интерьеров была утрачена, но сохранились обширные подземные галереи со сводчатыми потолками и колоннами.
- Дворец Кёра в Бурже, Франция, XV век, роскошный дворец резиденция, пример использования элементов готики в жилом здании;
- Вестминстерский дворец в Лондоне. Изначально был построен в норманнском стиле, но со временем достраивался и обрёл готический облик, в 19 веке был снова полностью перестроен в стиле перпендикулярной готики (из-за пожара);
- , XIII век, Польша, замок из красного кирпича, образец направления «красная готика»;
- Колледжи Оксфорда, XIV-XVI вв., Великобритания;
- Дворец Дожей в Венеции, 1309-1426 гг., Италия, памятник итальянской готики, резиденция наместников (дожей) Венецианской республики;
- Пражский град в Чехии, крепость представляет собой комплекс зданий, построенных в разное время, среди которых сохранилось несколько построек XV века в готическом стиле с местными национальными особенностями (Владиславский зал в Старом дворце).
Владиславский зал в старом дворце Пражского града
В оборонительных целях, крупные горда возводили городские стены в готическом стиле. Такие стены сохранились в городе Каркассоне (Франция) и Йорке (Англия).
За 400 лет так и не сформировалось, чётких принципов оформления жилых и общественных зданий в новом стиле. Правильно будет сказать, что отдельные элементы церковной архитектуры смешивались с классическим романским декором. Этому способствовало и то, что задачи жилых зданий сильно отличались от церковных. Не было никакой необходимости переносить в них сложный каменный декор или создавать огромные пространства.
Общие признаки: 1) стрельчатые окна с орнаментом масворк; 2) колонны и сводчатые потолки; 3) крыши часто делались на деревянных опорах, в отличии от полностью каменных церквей; 4) сохранялось огромное количество признаков романской архитектуры.
Декор современного готического интерьера
Чтобы не перенасытить интерьер характерными для готического стиля деталями, не стоит увлекаться многочисленными украшательствами. Уравновесьте пространство.
- Если окна украшены витражами – портьеры не нужны. Однако можно витражами оформить межкомнатные двери, фасады мебели, тогда окна задекорируйте плотными тяжелыми занавесями на кованых либо массивных деревянных карнизах.
- Однотонные стены могут быть дополнены шпалерами либо гобеленами – картины готика не приемлет. Сюжеты гобеленов лучше найти в средневековой тематике – рыцари, замки.
- Обивка мягкой мебели – дорогие ткани: парча, бархат. Цветовую гамму лучше подбирать темную – бордовый, темно-синий, с жаккардовым рисунком либо гладкой структуры.
- «Готическая роза» сама по себе уже является средством стилизации, и расположение ее на фасадах шкафов, камине – это элемент декора.
Готический стиль в дизайне интерьера
Интерьер комнаты в готическом стиле
Необычный дизайн квартиры в готическом стиле
Вычурные и утонченные предметы будут уместны в готической гостиной – все должно подчеркивать высокий статус хозяев: скульптуры из камня, фигуры, вырезанные из дерева или слоновой кости, статуэтки из металла, кованые элементы мебели, массивные подсвечники.
Готические интерьеры много внимания уделяют свету – массивная люстра из стали на низких подвесах, украшенная коваными подсвечниками завершит стилизацию. Она вешается по центру высокой просторной гостиной и может быть дополнена подвесными светильниками, настенными бра.
Готический стиль в интерьере квартиры
Дизайн квартиры в готическом стиле
Основная задача выбора готического стиля для интерьера – создать атмосферу богатого средневекового замка. Учитывая, что в условиях современного жилища сложно добиться полного стилевого соответствия, лучше выбрать лишь некоторые, характерные для готики элементы. Они создадут эффект роскоши, не перегружая пространство.
Йоркский собор. Йорк. Англия
Готические соборы Европы стали настоящим символом Средневековья, что, в полной мере можно сказать и о соборе в британском Йорке, строившийся в течение 252 лет, с 1220 по 1472 год.
Красивый собор неоднократно горел, а крупнейший пожар XIX века стал следствием поджога религиозного фанатика. Но здание восстанавливали, и службы в нем не прекращались и в периоды реконструкций.
Здание славится своими витражными окнами, а также великолепно украшенным архитектурными элементами фасадом. В середине ХХ века был разработан проект по реставрации главной башни, которая грозила обрушиться, и последние реставрационные работы завершились в 2007 году.
17
Признаки готического стиля
Уникальный интерьерный жанр восхищает искусностью исполнения фресок на темных стенах и витражей на окнах, заколдовывает преобладанием деталей обстановки темных цветов, поражает самобытной мебелью с резными фасадами из ценных пород древесины и филигранным декором кованых светильников.
Деревянная обшивка стен, паркет на полу, арка вместо дверей, старинная мебель с резными элементами и ковровые дорожки с характерными узорами, — признаки готического стиля
Дизайн интерьера в готическом стиле способен кардинально изменить привычный облик дома, превратив его в сказочный замок. Эстетическими ориентирами этого стилистического направления является перечень особенностей:
насыщенная цветовая гамма с преобладанием черного, бордового, пурпурного, фиолетового, темно-серого цвета;
Цветовая гамма в готическом интерьере: бордовые стены и мебель из темных сортов дерева
- большое количество деталей обстановки из металла – распашные двустворчатые межкомнатные двери с тяжеловесными ручками, сделанными в виде больших навесных колец, кровати с колоннами и лаконичными балдахинами из тяжеловесных тканей, массивным изголовьем и изножьем в виде стрельчатой арки, габаритные настенные и напольные зеркала с резными рамами из бронзы;
- преобладание антиквариата – старинных подсвечников, канделябров, статуэток, настольных часов, сундуков и прочих раритетных предметов интерьера, выступающих в качестве связующего звена между аскетичной древностью Средневековья и излишеством современности;
Домашний кабинет в готическом стиле: картины, рыцарские доспехи, шкатулка, старинные доспехи и кованная многоярусная люстра
камин с кованым порталом, украшенным растительными узорами, сложными переплетениями витиеватых декоративных элементов, отражающих кельтские мотивы или геральдические эмблемы;
Камин с кельтскими узорами в готической гостиной
- каминная полка, облицованная изразцами и заставленная канделябрами с горящими свечами, настольными зеркалами;
- шторы из ценных видов ткани – бархата, велюра, жаккарда, вуали, дамасского шелка, атласа;
Шелковые шторы станут украшением домашнего кабинета в готическом стиле
крупноформатные окна арочной формы со стрельчатой верхней частью и многочисленными металлическими переплетами обязательно дополняются массивными рамами из дерева со ставнями с железными засовами.
Огромные окна с множеством переплетений станут украшением дома в готическом стиле
Обилие архитектурных вкраплений и изысков средневекового искусства, характеризующих готический стиль интерьера, требует наличия крупногабаритных комнат в жилье с высокими потолками. Поэтому воссоздать атмосферу средневекового замка намного проще в доме с большой жилой площадью, чем в квартире, где массивные предметы интерьера в темных тонах могут создавать ощущение камерности и выглядеть аляповато. Поэтому дизайнеры рекомендуют готический стиль в интерьере квартиры использовать для двухуровневого жилья, где гармоничный симбиоз каменной отделки стен и пола, мебели с мраморными столешницами, габаритных люстр с коваными плафонами в виде подсвечников будет смотреться органично и завораживать, передавая манеру оформления замков и домов во времена Средневековья.
Квартира в готическом стиле. Массивная мебель в ограниченном пространстве не самое удачное решение
Небольшая комната в загородном доме с элементами готики: деревянная мебель, узорчатая обшивка мебели, стрелкообразный декор камина и светильники «под старину»
Классическая гостиная в готическом стиле: кессонный потолок, арки и каменные колонны, камин и др.
Обеденная комната в готическом стиле: потолок с деревянными балками, декоративный кирпич на стенах, большие окна и стилизованная мебель
Печальная судьба имения
К сожалению, судьба готического замка оказалась печальной: после революции его хозяева эмигрировали из страны, а усадьбу разграбили. В течение многих лет деревенские жители вырубали деревья в парке, вынимали кирпичи и дорогие изразцы из каменной кладки. Сейчас имение представляет собой ужасное зрелище: крыша обвалилась, а внутри страшная грязь и разруха.
Несмотря на то что дворянскую усадьбу объявили памятником, охраняемым государством, никто не спешит реставрировать национальное сокровище. Пять лет назад замок передали Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, однако его сотрудники не располагают необходимыми денежными средствами для восстановления имения Муромцево.
Материалы для строительства в готическом стиле
Для возведения современного дома в готическом стиле совсем необязательно строить средневековый замок в натуральную величину. Достаточно лишь придерживаться канонов, придающих нужную стилистическую направленность. Основной материал для строительства домов в готическом стиле — природный камень. Однако, в случае необходимости, его вполне можно заменить на более доступные материалы (кирпич, блоки). А придать фасаду соответствующий вид помогут декоративная штукатурка и панели, имитирующие камень.
Это интересно: 168,Грюнвальдская битва, одно из великих сражений средневековой Европы — разбираем все нюансы
Фасад
Основными характеристиками фасада в готическом стиле являются:
- Высокие стены, иногда с имитацией колонн или полуколонн;
- Удлинённые стрельчатые окна больших размеров. Могут быть как одиночными, так и сгруппированными, с более крупным в центре. Как правило, имеют массивную раму и витражные узоры, иногда даже на простом стекле;
- «Роза» — окно круглой формы, разделённое фигурным каркасом на симметричные относительно центра элементы, напоминающие лепестки цветка или части звезды;
- Портал. Представляет собой, оформленный особым образом, главный вход в здание. Предназначается для визуального увеличения дверного проёма, что достигается путём его многократного повторения. Может содержать карнизы, наличники или пилястры, дополненные барельефами и скульптурами;
- Треугольные фронтоны (вимперги) — выступающие части фасада здания, ограниченные по бокам двумя скатами крыши и карнизом в основании. Применяются для оформления балконов и входов;
- Массивные кованые двери. Для соответствия готическому стилю, их проёмы должны иметь вытянутую, заострённую форму с глубоким сводом, украшенным скульптурным орнаментом.
- Арочные конструкции, в том числе — полуарки. Призваны придавать строению визуальную воздушность и невесомость.
Фасад в готическом стиле
«Портал» в готическом стиле
«Роза» в готическом стиле
История готического стиля
Конечно же, все началось с архитектуры. Готический стиль в архитектуре берет свое начало в 1150 году во времена Средневековья, когда он стал основным стилем в Европе при проектировании зданий соборов, церквей и замков. В то время он был еще известен как «французский стиль», но широко применялся не только во Франции, но и в средневековой Англии, Италии и по всей Европе.
Часто термин «готический викторианский интерьер дома» заставляет людей представлять жуткие, дряхлые особняки с черными стенами и окнами с тяжелыми шторами, закрывающими любой свет, темные стены, тяжеловесную резную мебель, массивные люстры на высоких потолках. Но на самом деле викторианская готика внутреннего интерьера, которая берет свое начало много позже готического архитектурного стиля — с 1740-х годов, отличается красивыми и замысловатыми конструкциями и элегантными элементами дизайна.
Еще позже — в 19 веке — дизайнеры оживили и облегчили готические мотивы и создали неоготический стиль и в архитектуре, который должен был сохранять основные правила готического стиля, но для светских зданий. Соответственно и внутренний интерьер подвергся некоторым изменениям. Тогда и был разработан готический дизайн интерьера как часть эклектичного возрождения викторианской эпохи Европы.
- Шедевр Гауди, который строится на протяжении более 130 лет
- Готический Оксфорд: как выглядит самое известное учебное заведение
- Необычный дом с витражным фасадом в Тегеране
- Как мечта становится реальностью: кафе внутри фотокамеры
- Самые креативные скульптуры со всего мира
- Они существуют! Замки из диснеевских мультфильмов — настоящие
- Флорентийский замок в мавританском стиле. Еще одно чудо света!
Вестминстерский дворец. Лондон Англия
Светские готические постройки отличаются таким же великолепием и изящными формами, как и культовые сооружения. Вестминстерский дворец, уютно расположившийся на берегу Темзы в самом сердце Лондона, стал настоящим символом Британской монархии.
Долгое время он служил резиденцией английских королей, а затем в его роскошные залы переехал Британский парламент, заседающий в нем и поныне.
После пожара 1834 года здание дворца было практически перестроено заново, и сегодня дворец является красивейшим сооружением Европы, который выстроен в неоготическом стиле, а башня Елизаветы, или Биг Бен, как ее чаще называют, самая известная готическая башня в мире.
Миланский собор. Милан, Италия
Миланский собор (собор Дуомо) является визитной карточкой города наиболее посещаемым туристами местом. Его возведение длилось, без малого, 6 веков, начиная с 1386 г. Последние детали этого собора были завершены только в 1965 г.
Дуомо был заложен на месте разрушенного кельтского святилища. После, со сменой религии, менялись и сооруженные на этом месте храмы (храм, посвящённый Минерве, церковь Санта-Текла, а еще позже и Санта Мария Моджоре).
Главным проектировщиком собора считается Симоне де Орсенито (итальянский архитектор). Поскольку строительство было затяжным, зодчие сменяли друг друга. В результате облик собора стал чем-то средним между готикой и ренессансом.
Дуомо является действующим католическим храмом и выстроен по подобию большинства святилищ (католический крест). Протяженность собора 158 м. Высота самого высокого шпиля, (увенчанный позолоченной статуей Девы Марии) равна 105 м. Внутреннее убранство Дуомо насчитывает 3400 скульптур, изображающих героев библии, исторических деятелей и мифических персонажей.
Наиболее значимой святыней католического храма является гвоздь из распятия Христа. Сохранившиеся в соборе фрески датируются XV в. На сегодняшний день кафедральный Миланский собор участвует и в культурной жизни города – в нем проводятся различного рода концерты.
Собор расположен на площади Piazza del Duomo. Самый простой способ добраться до него – это воспользоваться метро (линия М1 или М3), до одноименной станции. Время работы храма: с 08:00 до 19:00. Минимальная стоимость билета: от 3 €, максимальная: 16 €. Экскурсия по собору от 20 € за 2 ч.
Шартрский собор. Шартр, Франция
Шартрский собор был заложен в конце XII века, при поддержке всей Франции, и закончилось в 1260 г. С этих пор собор практически не менял своего облика (не считая мелких реставраций).
Внешний облик собора, устремляющиеся ввысь башни, никого не оставляют равнодушным. При пристальном рассмотрении можно наблюдать небольшую симметрию, это объясняется тем, что левая башня выше правой на 8 м. Помимо того, стили оформления башен также разнятся (правая – романский стиль, левая – готический).
Большое, великолепное окно-розетка и встроенные в нее витражи притягивает к себе взоры. Также большой известностью пользуются, расположенные на южной стороне фасада, астрономические часы (датируются 16 века). До конца 18 века часы давали сведения о текущем времени, лунных фазах, знаки зодиака на текущий момент, о восходе и закате, текущем месяце, дне недели. Сейчас они указывают только время.
Внутри собора очень просторно. Впечатляют витражи – главное достояние собора, стрельчатых окон, которые повествуют историю библии. Неповторимый оттенок синего имеет собственное название — «Шартрская синь». Тайна получения этого оттенка так и не разгаданы.
Пол собора выложен ввиду огромного лабиринта, олицетворяющий путь к богу. Ныне он используется как медитативный элемент. На башнях собора имеются смотровые площадки.
Собор работает ежедневно с 08:30-19:30. Пройтись по лабиринту возможно лишь в пятницу с10:00-17:00. Подниматься на смотровые площадки разрешается до 17:30. Стоимость экскурсии по Шартрскому собору обойдется в 75 €.
Добраться до Шартрского собора можно несколькими способами:
- Метро: ветка 6, станция «Denfert-Rochereau».
- Электричка: линия B, станция «Denfert-Rochereau».
- Поезд: до вокзала «Gare de Chartres», далее пешком (650 м.).
Сравнение размеров готических соборов Европы | |||
Собор | Длина на уровне землим | Ширина на уровне землим | Самая высокая точкам |
Святого Стефана | 198,2 | 62 | 136,44 |
Бургосский | 84 | 59 | 84 |
Реймсский | 138 | 31 | 81,5 |
Миланский | 158 | 92 | 106,5 |
Севильский | 116 | 76 | 56 |
Йоркский | 158 | 31 | 61 |
Парижской Богоматери | 130 | 48 | 35 |
Кёльнский | 144,58 | 86,25 | 157,18 |
Санта-Мария-дель-Фьоре | 153 | 90 | 114 |
Шартрский | 153 | 17 | 113 |
Период средневековья в Европе стало неблагоприятным временем для начала возведения готических храмов. Неспокойное время и отсутствие регулярного финансирования замораживали строительства на многие года. Поэтому, сохранившие свою мрачную красоту и неповторимые образы, соборы имеют такую ценность для мирового наследия.
Оформление статьи: Лозинский Олег
Окно с витражом – лучшее оформление стены
Ни в одном другом стиле не уделяется столько внимания окнам сколько в готике. Следует обратиться к истории развития архитектуры, чтобы понять причины такого внимания. Переход к новому стилю в средневековой Европе был обусловлен освоением каркасной системы построения зданий. Если в XI веке здания имели толстые стены с маленькими окошками, то каркасная система позволила рассчитывать нагрузку на группу опор (столбов-устоев), а пролёты между колоннами не выполняли несущей функцией. Таким образом, архитекторы получили возможность создавать большие оконные проёмы и это считалось важнейшим инженерным достижением. Долгое время окна были важнейшим элементом оформления фасадов и интерьеров. Причём значение имели формы окон, орнаменты рамы () и, самое главное, — витражи, которые закрывали оконный проём, ведь технологии производства листового стекла не существовало. Был период, когда здание рассматривалось, как каркас необходимый для того, чтобы разместить в нём окна. Только с наступлением эпохи возрождения стены стали украшать фресками (настенными росписями), а до этого витражное окно было основным элементом декоративного оформления помещения.
Читайте статью: готические окна.
Готическая комната в Мраморном Замке, США, 19 век
Витраж в средневековом стиле
Итак, витраж – важнейший элемент традиционного готического интерьера. В помещении гостиной мы видим, как органично вписываются витражные композиции в интерьер комнаты, они являются главными акцентами. Причём витраж в готическом стиле может быть использован в окнах, дверях или форме настенного панно.
Окно и дверь заполнены витражами, формы стрельчатые
Витражное стрельчатое окно
Смотреть весь проект апартаментов в здании перестроенной церкви.
Пример интерьера современной квартиры, в котором оконный витраж – главный элемент оформления стены, в то время как стена абсолютно белая и вообще не имеет никакого декора.
Основные признаки интерьера в готическом стиле
К готическому интерьеру можно отнести следующие признаки:
- Сумрачное пространство, порой напоминающее подземелье;
- Каркасная конструкция с каменной или кирпичной кладкой;
- Огромные проемы, остекление и витражность;
- Ажурность в деталях и предметах интерьера;
- Стрельчатые арки и окна;
- Вертикальная направленность интерьера;
- Винтовые лестницы;
- Ясность и просторность интерьера
Готика – это также демократический стиль или стиль горожан. Активно осваивая жилое пространство, в готике используются материалы в новой обработке, появляется новый тип мебели: стулья с высокими спинками, балдахины над кроватью, массивные сундуки вместо комодов, первые книжные шкафы и буфеты, большие обеденные столы.
Массивный высокий каменный камин, украшенный геральдикой или центральная печь, имитирующая форму готического храма – обязательный предмет интерьера в готическом стиле, возле которого всегда устраивался большой обеденный стол. На нем уместно разместить кованые предметы обихода, металлическую или деревянную утварь.
Заключение
Готический стиль ознаменовал целую эпоху в истории средневековой Европы. Переход к данному направлению стал возможным благодаря изменениям не только в эстетическом восприятии, но и научному и техническому развитию. В целом готический стиль отличается особой монументальностью, стремлению к возвышенному. Однако данное направление ещё не отличается ни особым изяществом, ни роскошью. Хоть в искусстве и начинают отражаться обыденные сцены, религиозная тематика всё ещё остаётся главенствующей.
Это же можно проследить и в других исторических стилях, таких, как античный стиль. Что же касается дальнейшего развития стилей, определяющих роскошь и достаток, то это все прослеживается в барокко и викторианском стиле.
Рекомендуем также ознакомиться с нашей статьей о том, что такое Ампир и стилем Рококо в искусстве.