Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Тульской области от 26.02.2015 по делу N А68-4983/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими отдельных положений Правил размещения и содержания информационных конструкций в городе Туле и "Графического приложения к Правилам размещения и содержания информационных конструкций в городе Туле", утвержденных Постановлением администрации города Тулы от 21.02.2014 N 454>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 февраля 2015 г. по делу № А68-4983/2014

город Тула
26 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Н.В. Петрухиной,
судей Н.И. Чубаровой, С.В. Косоуховой
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ОРХИДЕЯ ПАРФЮМ" (ОГРН 1027100688603, ИНН 7105018872)
к администрации города Тулы (ОГРН 1037101133552, ИНН 7107030032)
3-е лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (ОГРН 1027100748950, ИНН 7107026090)
при участии прокурора Тульской области
о признании недействующими пунктов 3.4, 3.5, 5, 6, 7 раздела I, пунктов 9 - 22.4 раздела II, пунктов 23 - 28 раздела III и пунктов 29 - 31 раздела IV Правил размещения и содержания информационных конструкций в городе Туле, утвержденных Постановлением администрации города Тулы от 21.02.2014 № 454 и приложение "Графическое приложение к Правилам размещения и содержания информационных конструкций в городе Туле" к Правилам размещения и содержания информационных конструкций в городе Туле
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.С. Гранкиной,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - пред. Пахомова Ю.А. - по дов. от 13.01.2014;
от ответчика - пред. С.В. Комаров - по дов. от 01.11.2013;
от 3-го лица - не явился, извещен;
от Прокурора Тульской области - О.В. Желтевская - по дов. от 02.07.2014.
Общество с ограниченной ответственностью "ОРХИДЕЯ ПАРФЮМ" (далее - ООО "ОРХИДЕЯ ПАРФЮМ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением, в котором просило признать недействующими (с учетом уточнения) пункты 3.4, 3.5, 5, абзац 1 пункта 6 раздела I, абзац 1 в части слов: "не более одной" пункта 10, пункт 13, абзац 4 пункта 14, пункт 16 с подпунктами 16.1, 16.2 и 16.3, пункт 17 с подпунктами 17.1, 17.2 и 17.3, пункт 18 в части слов: "в соответствии со следующими требованиями" и подпунктов 18.1, 18.2 и 18.3, пункт 19 в части слов: "в соответствии со следующими требованиями" и подпунктов 19.1 - 19.7, абзацы 2, 3, 6, 7 в части слов: "в том числе на глухих торцах фасада", 8, 10 в части слов: "колоннах", 13 и 16 подпункта 22.1 и абзацы 2, 3, 4, 7, 8, 9, 11 в части слов: "колоннах", 14, 16 подпункта 22.2 пункта 22 раздела II, пункты 23 - 28 раздела III, пункты 29 - 30 раздела IV Правил размещения и содержания информационных конструкций в городе Туле утвержденных Постановлением администрации города Тулы от 21.02.2014 № 454 и приложение "Графическое приложение к Правилам размещения и содержания информационных конструкций в городе Туле" к Правилам размещения и содержания информационных конструкций в городе Туле.
Администрация города Тулы предъявленные требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, арбитражный суд

установил:

Постановлением № 454 от 21 февраля 2014 года Администрацией города Тулы утверждены Правила размещения и содержания информационных конструкций в городе Туле, являющиеся приложением к Постановлению (далее по тексту - Правила).
Указанное выше Постановление опубликовано и вступило в силу 27 февраля 2014 г. (газета "Тула", № 7, 27.02.2014).
При этом оспариваемые пункты Правил устанавливают:
3.4. Вывески - информационные конструкции, размещаемые на фасадах, крышах или иных внешних поверхностях (внешних ограждающих конструкциях) зданий, строений, сооружений, включая витрины, внешних поверхностях нестационарных торговых объектов в месте нахождения или осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, предназначенные для размещения информации в целях информирования третьих лиц о наименовании юридического лица, виде деятельности (типе, профиле) юридического лица. На вывесках также может быть размещен товарный знак или знак обслуживания, владельцем которого является организация.
3.5. Информационные таблички - информационные конструкции, содержащие информацию об организационно-правовой форме предприятия или организации, фирменном наименовании организации, типе и профиле предприятия или организации, месте ее нахождения (адрес), режиме работы.
5. Размещение вывесок на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений улиц, магистралей и территорий города Тулы, на которые разработаны и утверждены постановлением администрации города Тулы Архитектурно-художественные концепции, осуществляется согласно Архитектурно-художественной концепции.
Архитектурно-художественная концепция - документ, который содержит требования к типам размещаемых вывесок, их габаритам (длине, ширине, высоте), колористическому решению, а также месту размещения вывесок на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений. Архитектурно-художественные концепции включают графические материалы, в том числе схемы и чертежи.
Администрация города Тулы утверждает перечень улиц, магистралей и территорий города Тулы (включая пешеходные зоны общегородского значения города Тулы), на которых вывески размещаются в соответствии с требованиями Архитектурно-художественных концепций.
Архитектурно-художественные концепции, в соответствии с которыми размещаются вывески на зданиях, строениях, сооружениях, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, утверждаются по согласованию с министерством культуры и туризма Тульской области.
Архитектурно-художественные концепции, утвержденные постановлениями администрации города Тулы, подлежат размещению на официальном сайте администрации города Тулы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок не позднее 5 рабочих дней со дня их опубликования.
6. Размещение вывесок на улицах, магистралях и территориях города Тулы, в отношении которых разработаны и утверждены соответствующие Архитектурно-художественные концепции, с нарушением требований к размещению вывесок, установленных указанными Архитектурно-художественными концепциями, не допускается.
10. На внешних поверхностях одного здания, строения, сооружения организация, индивидуальный предприниматель вправе установить не более одной конструкции одного из следующих типов (за исключением случаев, предусмотренных п. 19 настоящих Правил):
- настенная конструкция (конструкция вывески располагается параллельно к поверхности фасадов объектов и (или) их конструктивных элементов);
- консольная конструкция (конструкция вывески располагается перпендикулярно к поверхности фасадов объектов и (или) их конструктивных элементов);
- витринная конструкция (конструкция вывески располагается на внешней или внутренней стороне остекления витрины).
13. При размещении на одном фасаде объекта одновременно вывесок нескольких организаций, индивидуальных предпринимателей, указанные вывески размещаются в один высотный ряд на единой горизонтальной линии (на одном уровне, высоте).
14. Вывески могут состоять из следующих элементов:
- информационное поле (текстовая часть);
- декоративно-художественные элементы.
Высота декоративно-художественных элементов не должна превышать высоту текстовой части вывески более чем в полтора раза.
16. Настенные конструкции, размещаемые на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений, должны соответствовать следующим требованиям:
16.1. Настенные конструкции размещаются над входом или окнами помещений, указанных в пункте 12 настоящих Правил, на единой горизонтальной оси с иными настенными конструкциями, установленными в пределах фасада, на уровне линии перекрытий между первым и вторым этажами либо ниже указанной линии.
В случае если помещения, указанные в пункте 12 настоящих Правил, располагаются в подвальных или цокольных этажах объектов, и отсутствует возможность размещения вывесок в соответствии с требованиями абзаца первого настоящего пункта, вывески могут быть размещены над окнами подвального или цокольного этажа, но не ниже 0,60 м от уровня земли до нижнего края настенной конструкции. При этом вывеска не должна выступать от плоскости фасада более чем на 0,10 м.
16.2. Максимальный размер настенных конструкций, размещаемых организациями, индивидуальными предпринимателями на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений, не должен превышать:
по высоте - 0,50 м, за исключением размещения настенной вывески на фризе;
по длине - 70 процентов от длины фасада, соответствующей занимаемым данными организациями, индивидуальными предпринимателями помещениям, но не более 15 м для единичной конструкции.
При размещении настенной конструкции в пределах 70 процентов от длины фасада в виде комплекса идентичных взаимосвязанных элементов (информационное поле (текстовая часть) и декоративно-художественные элементы) максимальный размер каждого из указанных элементов не может превышать 10 м в длину.
Максимальный размер, информационных конструкций, указанных в абзаце втором пункта 12 настоящих Правил (меню), не должен превышать:
по высоте - 0,80 м;
по длине - 0,60 м.
16.3. При наличии на фасаде объекта фриза, настенная конструкция размещается исключительно на фризе, на всю высоту фриза.
При наличии на фасаде объекта козырька, настенная конструкция размещается на фризе козырька, строго в габаритах указанного фриза.
Запрещается размещение настенной конструкции непосредственно на конструкции козырька.
17. Консольные конструкции располагаются в одной горизонтальной плоскости фасада, у арок, на границах и внешних углах зданий, строений, сооружений в соответствии со следующими требованиями:
17.1. Расстояние между консольными конструкциями не может быть менее 10 м.
Расстояние от уровня земли до нижнего края консольной конструкции должно быть не менее 2,50 м.
17.2. Консольная конструкция не должна находиться более чем на 0,20 м от края фасада, а крайняя точка ее лицевой стороны - на расстоянии более чем 1 м от плоскости фасада. В высоту консольная конструкция не может превышать 1 м.
17.3. При наличии на фасаде объекта настенных конструкций, консольные конструкции располагаются с ними на единой горизонтальной оси.
18. Витринные конструкции размещаются на внешней или внутренней стороне остекления витрины объектов в соответствии со следующими требованиями:
18.1. Максимальный размер витринных конструкций (включая электронные носители - экраны), размещаемых на внешней или внутренней стороне остекления витрины, не должен превышать половины размера остекления витрины по высоте и половины размера остекления витрины по длине.
18.2. Витринные конструкции, размещенные на внешней стороне витрины не должны выходить за плоскость фасада объекта. Параметры (размеры) вывески, размещаемой на внешней стороне витрины, не должны превышать в высоту 0,40 м, в длину - длину остекления витрины.
18.3. На остеклении витрины допускается размещение вывески в виде отдельных букв и декоративных элементов. При этом максимальный размер букв вывески, размещаемой на остеклении витрины, не должен превышать в высоту 0,15 м.
19. Организации, индивидуальные предприниматели дополнительно к конструкции вывески, указанной в абзаце первом пункта 10 настоящих Правил, размещенной на фасаде здания, строения, сооружения, вправе разместить вывеску на крыше указанного здания, строения, сооружения в соответствии со следующими требованиями:
19.1. Если единственным собственником (правообладателем) указанного здания, строения, сооружения является организация, индивидуальный предприниматель, сведения о котором содержатся в данной вывеске и в месте фактического нахождения (месте осуществления деятельности) которого размещается указанная вывеска.
19.2. На крыше одного объекта может быть размещена только одна информационная конструкция.
19.3. Информационное поле вывесок, размещаемых на крышах объектов, располагается параллельно к поверхности фасадов объектов, по отношению к которым они установлены, выше линии карниза, парапета объекта.
19.4. Конструкции вывесок, допускаемых к размещению на крышах зданий, строений, сооружений, представляют собой объемные символы, которые могут быть оборудованы исключительно внутренней подсветкой.
19.5. Высота вывесок, размещаемых на крышах зданий, строений, сооружений, должна быть:
а) не более 0,80 м для 1 - 2-этажных объектов;
б) не более 1,20 м для 3 - 5-этажных объектов;
в) не более 1,80 м для 6 - 9-этажных объектов;
г) не более 2,20 м для 10 - 15-этажных объектов;
д) не более 3 метров - для объектов, имеющих 16 и более этажей.
19.6. Длина вывесок, устанавливаемых на крыше объекта, не может превышать половину длины фасада, по отношению к которому они размещены.
19.7. Параметры (размеры) вывесок, размещаемых на стилобатной части объекта, определяются в зависимости от этажности стилобатной части объекта в соответствии с требованиями пунктов 19.5 и 19.6 настоящих Правил.
22. При размещении в городе Туле вывесок запрещается:
22.1. В случае размещения вывесок на фасадах многоквартирных домов:
- нарушение геометрических параметров (размеров) вывесок;
- нарушение установленных требований к местам размещения вывесок;
- размещение вывесок выше линии второго этажа (линии перекрытий между первым и вторым этажами);
- размещение вывесок на козырьках зданий;
- полное или частичное перекрытие оконных и дверных проемов, а также витражей и витрин;
- размещение вывесок в границах жилых помещений, в том числе на глухих торцах фасада;
- размещение вывесок в оконных проемах;
- размещение вывесок на кровлях, лоджиях и балконах;
- размещение вывесок на архитектурных деталях фасадов объектов (в том числе на колоннах, пилястрах, орнаментах, лепнине);
- размещение вывесок на расстоянии ближе, чем 2 м от мемориальных досок;
- перекрытие указателей наименований улиц и номеров домов;
- размещение консольных вывесок на расстоянии менее 10 м друг от друга;
- размещение вывесок путем непосредственного нанесения на поверхность фасада декоративно-художественного и (или) текстового изображения (методом покраски, наклейки и иными методами);
- размещение вывесок с помощью демонстрации постеров на динамических системах смены изображений (роллерные системы, системы поворотных панелей - призматроны и др.) или с помощью изображения, демонстрируемого на электронных носителях (экраны, бегущая строка и т.д.) (за исключением вывесок, размещаемых в витрине);
- окраска и покрытие декоративными пленками поверхности остекления витрин;
- замена остекления витрин световыми коробами;
- устройство конструкций электронных носителей - экранов на всю высоту и (или) длину остекления витрины;
- размещение вывесок на ограждающих конструкциях сезонных кафе при стационарных предприятиях общественного питания.
22.2. В случае размещения вывесок на фасадах иных зданий, строений, сооружений (кроме многоквартирных домов):
- нарушение геометрических параметров (размеров) вывесок;
- нарушение установленных требований к местам размещения вывесок;
- вертикальный порядок расположения букв на информационном поле вывески;
размещение вывесок выше линии второго этажа (линии перекрытий между первым и вторым этажами);
- размещение вывесок на козырьках зданий, строений, сооружений;
- полное или частичное перекрытие оконных и дверных проемов, а также витражей и витрин;
- размещение вывесок на глухих торцах фасада;
- размещение вывесок в оконных проемах;
- размещение вывесок на кровлях, лоджиях и балконах;
- размещение вывесок на архитектурных деталях фасадов объектов (в том числе на колоннах, пилястрах, орнаментах, лепнине);
- размещение вывесок на расстоянии ближе, чем 2 м от мемориальных досок;
- перекрытие указателей наименований улиц и номеров домов;
- размещение консольных вывесок на расстоянии менее 10 м друг от друга;
- размещение вывесок путем непосредственного нанесения на поверхность фасада декоративно-художественного и (или) текстового изображения (методом покраски, наклейки и иными методами);
- окраска и покрытие декоративными пленками поверхности остекления витрин;
- замена остекления витрин световыми коробами;
- устройство конструкций электронных носителей - экранов на всю высоту и (или) длину остекления витрины;
- размещение вывесок на ограждающих конструкциях сезонных кафе при стационарных предприятиях общественного питания.
III. Требования к размещению информационных табличек.
23. Информационные таблички размещаются на доступном для обозрения месте плоских участков фасада, свободных от архитектурных элементов, непосредственно у входа (справа или слева) в здание, строение, сооружение или помещение или на входных дверях в помещение, в котором фактически находится (осуществляет деятельность) организация или индивидуальный предприниматель, сведения о котором содержатся в данной информационной конструкции.
24. Для одной организации, индивидуального предпринимателя на одном объекте может быть установлена одна информационная табличка.
25. Расстояние от уровня земли (пола входной края информационной таблички) не должно превышать 2 м.
26. Информационная табличка размещается на единой горизонтальной оси с иными аналогичными информационными конструкциями в пределах плоскости фасада.
Информационная табличка состоит из информационного поля (текстовой части).
Допустимый размер вывески составляет:
не более 0,60 м по длине;
не более 0,40 м по высоте.
При этом высота букв, знаков, размещаемых не должна превышать 0,10 м.
27. В случае размещения в одном объекте нескольких организаций, индивидуальных предпринимателей общая площадь информационных табличек, устанавливаемых на фасадах объекта перед одним входом, не должна превышать 2 кв. м.
При этом параметры табличек, размещаемых перед одним входом, должны быть идентичными и не превышать размеры, установленные в абзаце третьем пункта 26 настоящих Правил, а расстояние от уровня земли (пола входной группы) до верхнего края информационной таблички, расположенной на наиболее высоком уровне, не должно превышать 2 м.
28. Информационные таблички могут быть размещены на остеклении витрины методом нанесения трафаретной печати.
При этом размеры указанных табличек не могут превышать 0,30 м - по длине и 0,20 м - по высоте.
Размещение на остеклении витрин нескольких табличек, в случае, указанном в абзаце первом пункта 27 настоящих Правил, допускается при условии наличия между ними расстояния не менее 0,15 м и общего количества указанных табличек - не более четырех.
IV. Особенности согласования размещения вывесок при оформлении паспорта колористического решения фасадов здания.
29. Паспорт колористического решения фасадов здания подлежит согласованию оформителем Паспорта (собственником или арендатором) с управлением градостроительства и архитектуры администрации города Тулы.
30. Критериями оценки при согласовании паспорта колористического решения фасадов здания на предмет размещения вывески являются:
- обеспечение сохранности внешнего архитектурного облика города Тулы;
- соответствие местоположения и эстетических характеристик информационной конструкции (форма, параметры (размеры), пропорции, цвет, масштаб) стилистике объекта (классика, ампир, модерн, барокко и т.д.), на котором она размещается;
- привязка настенных конструкций к композиционным осям конструктивных элементов фасадов объектов;
- соблюдение единой горизонтальной оси размещения настенных конструкций с иными настенными конструкциями в пределах фасада объекта на уровне линии перекрытий между первым и вторым этажами для многоквартирных домов, между первым и вторым этажами, а также вторым и третьим этажами - для иных объектов;
- обоснованность использования прозрачной (бесфоновые подложки) или непрозрачной основы для крепления отдельных элементов настенной конструкции.
ООО "ОРХИДЕЯ ПАРФЮМ" просило признать недействующими оспариваемые пункты и абзацы Правил размещения и содержания информационных конструкций в городе Туле, утвержденных Постановлением администрации города Тулы от 21.02.2014 № 454, по следующим основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.
По мнению ООО "ОРХИДЕЯ ПАРФЮМ" оспариваемые пункты Правил, устанавливающие такие виды информационных конструкций как "вывески" и "информационные таблички", формулирующие их понятие и содержание, а также устанавливающие требования к оформлению (габаритам, внешнему виду, местам размещения, колористическому решению) указанных информационных конструкций разработаны и утверждены администрацией города Тулы с превышением полномочий, представленных Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", нарушением (противоречием) нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу и нарушением прав и законных интересов, в том числе ООО "ОРХИДЕЯ ПАРФЮМ".
Статьей 7 Федерального закона № 131-ФЗ устанавливается порядок принятия органами местного самоуправления и их должностными лица муниципальных правовых актов.
Статьей 14 Федерального закона № 131-ФЗ определен перечень вопросов, относящихся к вопросам местного значения, решение которых относится к компетенции местного самоуправления.
Статьей 16 вышеуказанного Федерального закона устанавливается перечень вопросов местного значения городского округа, который, ввиду отсутствия указания на наличие иных вопросов, является исчерпывающим.
Пунктом 25 части 1 статьи 16 вышеупомянутого Федерального закона к вопросам местного значения отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
При этом под благоустройством территории городского округа понимается комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (абз. 20 ч. 1 ст. 2).
Размещение вывесок, по мнению Общества, по смыслу вышеуказанной нормы, благоустройством территории городского округа не является, равно как и сами вывески не являются объектами благоустройства, поскольку не направлены на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Не предусматривается в упомянутых нормах Федерального закона № 131-ФЗ и возможности установления органами местного самоуправления требований к размещению вывесок: их внешнему виду, содержанию и месту размещения, а также процедуры их согласования.
Аналогичный вывод содержится и во вступившем в законную силу и обязательном для всех фшц на всей территории Российской Федерации решении Арбитражного суда Тульской области от 17 января 2013 г. по делу № А68-6511/2012.
Федеральными законами Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации не определяются такие понятия как "вывеска" или "информационная конструкция", равно как и не устанавливается требований к порядку их оформления (внешнему виду), месту размещения, количеству и необходимости проведения процедуры согласования.
На основании изложенного очевидно, что органам местного самоуправления, в частности администрации г. Тулы, не представлено возможности определять понятия "вывеска" и "информационная табличка", а также устанавливать требования к их оформлению (внешнему виду), габаритам, количеству и месту размещения. Кроме того, не в полномочиях городской администрации устанавливать процедуру согласования таких информационных конструкций.
Следует отметить, что перечень вышеуказанной информации, подлежащей обязательному отражению на вывеске никак не ограничивает весь объем информации, который может быть на ней отражен.
К примеру, статьями 1538 и 1539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), установлено, что юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. Правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" установлено, что настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 3 указанного Федерального закона дано понятие "реклама" - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что вывеска может быть выполнена в любом сложившемся у организации (предприятия) стиле с отражением помимо обязательной любой информации, не противоречащей законодательству Российской Федерации и не попадающей под понятие "реклама".
В нарушение вышеизложенного администрацией г. Тулы определены понятия "вывеска" и "информационная табличка", установлены требования к их габаритам, внешнему виду, местам размещения, допустимому количеству, а также установлена процедура их обязательного согласования.
Так, согласно п. 3.4 Правил вывески - информационные конструкции, размещаемые на фасадах, крышах или иных внешних поверхностях (внешних ограждающих конструкциях) зданий, строений, сооружений, включая витрины, внешних поверхностях нестационарных торговых объектов в месте нахождения или осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, предназначенные для размещения информации в целях информирования третьих лиц о наименовании юридического лица, виде деятельности (типе, профиле) юридического лица. На вывесках также может быть размещен товарный знак или знак обслуживания, владельцем которого является организация.
Информационные таблички - информационные конструкции, содержащие информацию об организационно-правовой форме предприятия или организации, фирменном наименовании организации, типе и профиле предприятия или организации, месте ее нахождения (адрес), режиме работы (п. 3.5 Правил).
Необходимо отметить, что введение такого вида информационных конструкций как "информационные таблички", по мнению Общества, является помимо прочего излишним, поскольку исходя из толкования указанной конструкции данного в п. 3.5 Правил, она полностью дублирует объем информации, который может быть отражен на вывеске.
В силу п. 5 Правил в случаях размещения вывесок на зданиях, на которые администрацией разработаны и утверждены Архитектурно-художественные концепции, такие вывески должны соответствовать разработанной и утвержденной Архитектурно-художественной концепции.
При этом Архитектурно-художественная концепция - документ, который содержит требования к типам размещаемых вывесок, их габаритам (длине, ширине, высоте), колористическому решению, а также месту размещения вывесок на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений. Архитектурно-художественные концепции включают графические материалы, в том числе схемы и чертежи (п. 5 Правил).
В то же время, по смыслу пунктов 29 и 30 раздела IV Правил размещение информационных конструкций допустимо только в соответствии с паспортом колористического решения фасадов зданий, который так же необходимо согласовывать в администрации г. Тулы.
В отношении вменения обязанности оформления и согласования паспорта колористического решения фасадов зданий, хотелось бы отметить следующие возможные негативные последствия применения Правил:
В силу п. 29 Правил и п. 6 Положения оформителем паспорта колористического решения фасадов зданий выступает собственник или арендатор (при этом основания возникновения такой обязанности у арендатора ни в Правилах, ни в Положении не указываются) однако не конкретизируется порядок оформления паспорта собственниками помещений в многоквартирном жилом доме.
На практике, к ответственности за нарушение обязанности оформления паспорта колористического решения фасадов зданий административными органами будут привлекаться субъекты предпринимательской деятельности, которые в большинстве случаев владеют на правах собственности или аренды не зданием, строением, сооружением полностью, а лишь его частью, в том числе, нежилыми помещениями в многоквартирных жилых домах. ООО "ОРХИДЕЯ ПАРФЮМ" как и ряду иных организаций (предприятий) на праве собственности принадлежат нежилые помещения в многоквартирных жилых домах.
Из ст. 36 Жилищного кодекса РФ следует, что фасад (внешние стены) многоквартирного жилого дома является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме, бремя несения расходов на содержание которого в силу ст. 39 Жилищного кодекса РФ возлагается на всех собственников помещений в соответствии с их долями.
Таким образом, вменение обязанности по оформлению паспорта колористического решения фасадов зданий и привлечение к ответственности за неисполнение такой обязанности одного или нескольких собственников помещений в многоквартирном жилом доме, будет являться нарушением прав таких собственников ввиду отсутствия у них в силу жилищного законодательства права единолично распоряжаться общим имуществом собственников, равно как и нарушением прав иных собственников помещений, ввиду наличия у них наряду с остальными собственниками прав на распоряжение таким имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того данный факт будет являться нарушением каких-либо законов справедливости, которые по смыслу преамбулы Конституции Российской Федерации являются основами Российского законодательства.
Разделом II (пункты 9 - 22.4) Правил устанавливаются требования к размещению вывесок. В частности, Правилами определяется, что на внешних поверхностях одного здания, строения, сооружения организация, индивидуальный предприниматель вправе установить не более одной конструкции одного из установленных Правилами типов вывески; устанавливаются ограничения к способу отражения информации: ширине и высоте текста (букв) и декоративных элементов, место их расположения; определяется, что настенные конструкции размещаются над входом или окнами помещений на единой горизонтальной оси с иными настенными конструкциями, установленными в пределах фасада с указанием предельных размеров конструкций, минимального расстояния между конструкциями и расстояний от уровня земли и краев фасада здания.
При решении вопроса о рассмотрении требований к порядку оформления и размещения вывесок не излишним будет упомянуть разъяснения Федеральной антимонопольной службы данные в письме от 16.03.2006 № АК/3512 "О разграничении рекламы и иной информации", в пункте 4 которых указано, что Закон "О защите прав потребителей" не содержит требований к количеству вывесок, размещение которых обязательно для юридического лица. Следовательно, при решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вывеска) или рекламы, следует принимать во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании. Так, по мнению ФАС России, отвечают целям обозначения места нахождения организации и должны признаваться в качестве обязательной информации вывески, размещенные рядом с каждым входом в здание или на каждом из фасадов здания, расположенного на пересечении нескольких улиц.
Так же, как уже было сказано ранее, законодательно не регулируется порядок оформления и размещения вывесок, то есть отсутствует Федеральный закон Российской Федерации и закон субъекта Российской Федерации на основании и во исполнение которого администрация г. Тулы уполномочена принять муниципальный правовой акт - Правила, устанавливающие требования к вывескам.
Такие ничем не мотивированные требования, по мнению Общества, являются совершенно не разумными и существенно нарушающими права субъектов предпринимательской деятельности, в частности ООО "ОРХИДЕЯ ПАРФЮМ", способными на практике создать значительные административные барьеры для осуществления предпринимательской деятельности, создание которых недопустимо в силу Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 1998 года № 730 "О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства" и базу для развития коррупции, борьба с которой является одним из тожества важнейших направлений деятельности государства.
На деятельность ООО "ОРХИДЕЯ ПАРФЮМ" установленные Правилами требования нанесут существенный урон, поскольку немаловажную роль в его деятельности играет именно вывеска, оформление и размещение которой осуществляется длительное время в определенном стиле. Так, все магазины Общества оформляются рядом конструкций, располагаемых на фасаде здания на всю площадь фасада пропорционально площади занимаемого в нем помещения, выполненных в фирменном цвете - розовом, с отображением коммерческого обозначения, а также обязательной в соответствии с п. 1 ст. 9 Закона "О защите прав потребителей" информацией о фирменном наименовании своей организации, месте ее нахождения (адресе) и режиме работы.
Такой стиль оформления магазинов общеизвестен и узнаваем покупателями, однако ни он, ни коммерческое обозначение Общества, право на которое гарантировано положениями Гражданского кодекса РФ, не соответствует новым Правилам.
Кроме того, принимая во внимание количество магазинов, смена вывесок понесет значительные затраты для ООО "ОРХИДЕЯ ПАРФЮМ".
Разделом III (пункты 23 - 28) Правил устанавливаются требования к размещению информационных табличек, нецелесообразность установления которых обусловлена отсутствием необходимости установления наряду с вывеской такого вида информационной конструкции как информационная табличка, поскольку содержание информации, необходимой к отображению на информационной табличке в соответствии с Правилами, полностью соответствует информации, которая в силу п. 1 ст. 9 Закона "О защите прав потребителей" подлежит обязательному отображению именно на вывеске.
Раздел IV Правил, по мнению Общества, в полной мере не соответствует общей концепции Правил, кроме того устанавливает противоречивые требования.
Во-первых: в тексте Правил отсутствует пункт устанавливающий характер согласования вывесок, порядок такого согласования и орган, уполномоченный на согласование вывесок, вместе с тем, из заголовка раздела "Особенности согласования размещения вывесок при оформлении паспорта колористического решения фасадов здания" следует, что Правилами установлен обязательный порядок согласования вывесок.
Во-вторых: данный раздел указывает на необходимость оформления паспорта колористического решения фасадов здания и его - согласование с управлением градостроительства и архитектуры г. Тулы, при этом:
1) не содержит информации о том, что из себя представляет паспорт колористического решения фасадов здания; отсутствует информация о том, что следует понимать под паспортом колористического фасада здания и сведения, обуславливающие его необходимость;
2) не устанавливает случаи, при которых необходимо оформление и согласование паспорта колористического решения фасадов здания;
3) не устанавливает взаимосвязи между размещением вывесок и колористическим фасадом здания, при том, что исходя из толкования слова "колористика" под колористическим решением фасада здания следует буквально понимать его цветовое решение;
4) не содержит ссылок на нормативное обоснование оснований для предъявления требований к цветовому решению зданий.
Помимо изложенного, не понятно, в чем состоит особенность согласования размещения вывесок, в то время как раздел IV указывает лишь на необходимость согласования паспорта колористического решения фасадов здания и критерии оценки для согласования.
Ко всему прочему, согласно пункту 1 Правил, настоящие Правила определяют виды информационных конструкций, размещаемых в городе Туле, устанавливают требования к информационным конструкциям, их размещению и содержанию, то есть, устанавливая требования к колористическому решению фасада здания, администрация г. Тулы вышла за пределы сферы действия Правил.
Так же, ООО "ОРХИДЕЯ ПАРФЮМ" считает целесообразным обратить внимание на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций по делу № А68-6511/2012, которыми ряд аналогичных требований к вывескам, установленных Правилами благоустройства территории муниципального образования город Тула был признан незаконными.
Положениями Конституции Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (п. 1 ст. 8), а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34).
Закрепленные вышеуказанными положениями Конституции РФ свобода экономической деятельности и право на использование своих способностей для предпринимательской деятельности предоставляют каждому гражданину выбрать сферу приложения своих способностей, имущества чтобы реализовать свой творческий потенциал, знания, умения и навыки. При этом органы государственной (муниципальной) власти обязаны соблюдать права предпринимателей, обеспечивать свободу предпринимательской деятельности и защиту законных интересов субъектов предпринимательства.
В силу гарантированной свободы предпринимательской деятельности недопустимо создание административных барьеров для осуществления такой деятельности. При этом в качестве административных барьеров, по мнению Общества, могут являться как установление органами власти ограничений прав хозяйствующих субъектов путем установления обязанностей, правил, условий, не предусмотренных действующим законодательством, так и принятие правовых актов с превышением полномочий.
В процессе подготовки, принятия и реализации нормативных правовых актов органы власти должны обеспечивать отражение интересов граждан Российской Федерации и не допускать ни малейшего нарушения их прав и законных интересов.
Администрация г. Тулы принимая Правила размещения и содержания информационных конструкций в г. Туле указанный принцип издания нормативного правового акта нарушила.
Администрация г. Тулы заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнениях к нему.
Правовым основанием для утверждения Правил являются положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ), которые относят к вопросам местного значения организацию благоустройства территории муниципального образования, установление требований по содержанию зданий, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (абз. 18 части 1 статьи 2, пункт 25 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ).
Установление требований по содержанию зданий и сооружений, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений пунктом 25 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ отнесено к компетенции органов местного самоуправления городского округа. Аналогичные положения содержатся в пункте 25 части 1 статьи 16 Устава муниципального образования город Тула.
В соответствии с вышеуказанными нормами Закона № 131-ФЗ администрацией города Тулы утверждены Правила, которые устанавливают требования по упорядочению размещения информационных конструкций на зданиях в городе Туле, то есть требования, определяющие внешний вид зданий. Таким образом, указанная законодательная норма применима в данном случае.
Размещение и согласование средств наружной информации является благоустройством территории городского округа, то есть вопросом местного значения, разрешение которого Законом № 131-ФЗ, Уставом муниципального образования город Тула отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Следовательно, при принятии оспариваемых заявителем пунктов Правил, администрация города Тулы действовала в пределах своих полномочий.
Третье лицо полагает, что доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии ограничения, недопущения, устранения конкуренции в оспариваемых правоотношениях, нет.
Прокурор Тульской области полагал, что администрация города Тулы обладает полномочиями по принятию Постановления от 21.02.2014 № 454 "О размещении информационных конструкций в городе Туле", поэтому заявленные требования ООО "ОРХИДЕЯ ПАРФЮМ" не подлежат удовлетворению.
Выслушав представителей сторон, оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает, что в удовлетворении требований Общества следует отказать.
При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления могут быть оспорены в арбитражном суде в соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относит: утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Согласно абзацу восемнадцать части 1 статьи 2 Закона № 131-ФЗ благоустройство территории поселения (городского округа) определено как комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Размещение и согласование средств наружной информации является благоустройством территории городского округа, то есть вопросом местного значения.
Таким образом, установление требований по содержанию зданий и сооружений, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений пунктом 25 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ отнесено к компетенции органов местного самоуправления городского округа.
Аналогичные положения содержатся в пункте 25 части 1 статьи 16 Устава муниципального образования город Тула.
Реализуя свои полномочия по разрешению вопроса местного значения, связанного с организацией благоустройства территории муниципального образования город Тула, администрация города Тулы утвердила Правила, которые устанавливают требования по упорядочению размещения информационных конструкций на зданиях в городе Туле, то есть требования, определяющие внешний вид зданий.
Следовательно, при принятии оспариваемых заявителем пунктов Правил, администрация города Тулы действовала в пределах своих полномочий.
Способы и методы решения вопросов местного значения законодательством не определены, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять их.
При этом, администрацией города Тулы не ставится под сомнение право хозяйствующих субъектов на размещение информации (в том числе обязательной в силу Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей"). Однако такая информация в виде вывесок и иных настенных конструкций должна согласовываться с уполномоченным отраслевым (функциональным) органом администрации города Тулы в установленном порядке в целях сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города, соблюдения правил благоустройства.
Суд отклоняет довод заявителя о том, что Правила устанавливают противоречивые требования, указывая на необходимость оформления паспорта колористического решения фасада здания, но при этом не устанавливая формы такого паспорта и случаев необходимости его оформления на основании следующего.
Согласно пункту 29 Правил согласованию подлежит паспорт колористического решения фасадов здания. Форма Паспорта колористического решения фасадов зданий, строений, сооружений в городе Туле, а также Положение о формировании колористического решения фасадов зданий, строений, сооружений в городе Туле утверждены Постановлением администрации города Тулы от 09.12.2013 № 4145 "О колористических решениях фасадов зданий, строений, сооружений в городе Туле".
Указанное Положение устанавливает требования к колористическому решению фасадов зданий, строений, сооружений в городе Туле, его формированию и изменению. В соответствии с Положением формируется колористическое решение фасадов существующих зданий, строений, сооружений в городе Туле, за исключением объектов, которые являются объектами культурного наследия.
Согласно пункту 7 Положения о формировании колористического решения фасадов зданий, строений, сооружений в городе Туле, утверждение (согласование) Паспорта осуществляется управлением градостроительства и архитектуры администрации города Тулы.
Суд также отклоняет довод заявителя о том, что вывески не являются объектами благоустройства, поскольку он противоречит положениям действующего муниципального правового акта - Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 30.05.2012 № 46/938 (далее - Правила благоустройства).
Согласно абз. 8 пункта 1.6 Правил благоустройства вывеска является информационной конструкцией, размещаемой на фасадах, крышах или иных внешних поверхностях зданий, строений, сооружений.
В свою очередь, информационная конструкция прямо отнесена к объектам благоустройства абзацем 63 пункта 1.6 Правил благоустройства.
Также следует учесть положения абзаца 61 пункта 1.6 Правил благоустройства, согласно которым декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, различные виды оформления, в том числе наружная реклама и информация относятся к элементам благоустройства территории.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Правила благоустройства являются муниципальным правовым актом, принятым органом местного самоуправления - Тульской городской Думой и подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Также суд отклоняет довод заявителя о том, что не предусматривается в упомянутых нормах Федерального закона № 131-ФЗ и возможности установления органами местного самоуправления требований к размещению вывесок: их внешнему виду, содержанию и месту размещения, а также процедуре их согласования на основании следующего.
В Законе № 131-ФЗ прямо указано, что утверждение правил благоустройства и установление требований к фасадам зданий и сооружений отнесено к вопросам местного значения, чье решение является полномочиями органов местного самоуправления.
Учитывая, что вывеска является объектом благоустройства и элементом фасада здания, установление требований к вывескам со стороны органа местного самоуправления - администрации города Тулы - правомерно.
Кроме того, право органа местного самоуправления предусматривать требования к вывескам установлено на федеральном уровне не только Законом № 131-ФЗ.
Так, частью 3 статьи 23 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон № 169-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления в порядке, установленном действующим законодательством, могут быть наделены полномочиями по регулированию архитектурной деятельности.
При этом согласно статье 2 указанного Закона № 169-ФЗ архитектурной деятельностью является профессиональная деятельность граждан (архитекторов), имеющая целью создание архитектурного объекта. В свою очередь, под архитектурным объектом понимается (абзац 5 статьи 2 Закона № 169-ФЗ) здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства.
Помимо норм федеральных законов, рассматриваемое право органов местного самоуправления (устанавливать требования к вывескам) прямо предусмотрено Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 № 150.
Согласно подпункту 3 пункта 3.2.3 указанной Инструкции органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные требования к проектам застройки в соответствии с местными условиями, в том числе требования к проектированию и строительству в зонах охраны памятников истории и культуры, озеленению территорий, размещению архитектурных объектов малых форм, рекламы, вывесок и другой визуальной информации и иные требования.
Указанная Инструкция, утвержденная Постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 № 150, включена в Систему нормативных документов в строительстве (СНиП 1 1-04-2003) Постановлением Госстроя РФ от 27.02.2003 № 27. Требования Инструкции обязательны для соблюдения организациями независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по разработке градостроительной документации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими в пределах своих полномочий планирование развития территорий, поселений и использование земель для градостроительной деятельности, а также органами, координирующими и контролирующими осуществление градостроительной деятельности.
Оспаривая пункты Правил, Общество просит признать их не соответствующими следующим нормативным актам.
Согласно п. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Согласно ст. 34 Конституции РФ:
1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статья 1538 ГК РФ:
1. Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
2. Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.
Согласно ст. 1539 ГК РФ:
1. Правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети "Интернет", если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.
2. Не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.
3. Лицо, нарушившее правила пункта 2 настоящей статьи, обязано по требованию правообладателя прекратить использование коммерческого обозначения и возместить правообладателю причиненные убытки.
4. Исключительное право на коммерческое обозначение может перейти к другому лицу (в том числе по договору, в порядке универсального правопреемства и по иным основаниям, установленным законом) только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется.
Если коммерческое обозначение используется правообладателем для индивидуализации нескольких предприятий, переход к другому лицу исключительного права на коммерческое обозначение в составе одного из предприятий лишает правообладателя права использования этого коммерческого обозначения для индивидуализации остальных его предприятий.
5. Правообладатель может предоставить другому лицу право использования своего коммерческого обозначения в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором аренды предприятия (статья 656) или договором коммерческой концессии (статья 1027).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Оценивая доводы Общества, суд исходит из следующего.
В целях реализации ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, п. 2.8.2 Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 30.05.2012 № 46/938, Постановлением администрации города Тулы от 21.02.2014 № 454 утверждены Правила размещения и содержания информационных конструкций в городе Туле, которые определяют виды информационных конструкций, размещаемых в городе Туле, устанавливают требования к указанным информационным конструкциям, их размещению и содержанию. Неотъемлемой составной частью настоящих Правил является Графическое приложение к Правилам.
Следовательно, администрация города Тулы обладает полномочиями по принятию Постановления от 21.02.2014 № 454 "О размещении информационных конструкций в город Туле".
С учетом изложенного, оспариваемые пункты Правил следует признать соответствующими нормам пункта 1 статьи 8 и статьи 34 Конституции РФ, статей 1538 - 1539 ГК РФ, Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 1 статьи 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "ОРХИДЕЯ ПАРФЮМ" следует отказать.
Расходы по госпошлине в сумме 2000 руб. следует отнести на ООО "ОРХИДЕЯ ПАРФЮМ".
Руководствуясь ст. ст. 110, 167, 170 - 176, 195 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "ОРХИДЕЯ ПАРФЮМ" отказать.
Признать пункты 3.4, 3.5, 5, абзац 1 пункта 6 раздела I, абзац 1 в части слов: "не более одной" пункта 10, пункт 13, абзац 4 пункта 14, пункт 16 с подпунктами 16.1, 16.2 и 16.3, пункт 17 с подпунктами 17.1, 17.2 и 17.3, пункт 18 в части слов: "в соответствии со следующими требованиями" и подпунктов 18.1, 18.2 и 18.3, пункт 19 в части слов: "в соответствии со следующими требованиями" и подпунктов 19.1 - 19.7, абзацы 2, 3, 6, 7 в части слов: "в том числе на глухих торцах фасада", 8, 10 в части слов: "колоннах", 13 и 16 подпункта 22.1 и абзацы 2, 3, 4, 7, 8, 9, 11 в части слов: "колоннах", 14, 16 подпункта 22.2 пункта 22 раздела II, пункты 23 - 28 раздела III, пункты 29 - 30 раздела IV Правил размещения и содержания информационных конструкций в городе Туле, утвержденных Постановлением администрации города Тулы от 21.02.2014 № 454 и приложение "Графическое приложение к Правилам размещения и содержания информационных конструкций в городе Туле" к Правилам размещения и содержания информационных конструкций в городе Туле соответствующими нормам пункта 1 статьи 8 и статьи 34 Конституции РФ, статей 1538 - 1539 ГК РФ, Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 1 статьи 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей".
Решение суда вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Расходы по госпошлине в сумме 2000 руб. отнести на ООО "ОРХИДЕЯ ПАРФЮМ".
На решение может быть подана кассационная жалоба в Арбитражный суд Центрального округа в месячный срок со дня вступления его в законную силу.

Председательствующий
Н.В.ПЕТРУХИНА

Судьи
Н.И.ЧУБАРОВА
С.В.КОСОУХОВА


------------------------------------------------------------------