Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление Тульской областной Думы от 26.11.2015 N 19/622 "Об основных направлениях бюджетной политики Тульской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов"



ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
6-го созыва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2015 г. № 19/622
19-е заседание

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2016 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ

Рассмотрев основные направления бюджетной политики Тульской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, Тульская областная Дума отмечает следующее.
Основными целями бюджетной политики Тульской области на 2016 - 2018 годы являются обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы области, создание условий для обеспечения максимально эффективного управления общественными финансами с учетом современных условий и перспектив развития экономики области.
В 2016 году планируется реализация 23 государственных программ области. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение государственных программ области запланирован в бюджете области на 2016 год в сумме 59,4 млрд. рублей, что составляет 93,9 процента от общего объема расходов бюджета области; на 2017 год - 55,3 млрд. рублей, что составляет 94,1 процента от общего объема расходов бюджета области; на 2018 год - 56,0 млрд. рублей, что составляет 91,7 процента от общего объема расходов бюджета области.
Как и в предыдущие годы, приоритетным направлением расходования средств остается направление бюджетных ассигнований на решение задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации.
Планируются дальнейшее увеличение минимальной заработной платы работников учреждений бюджетной сферы до 11 тыс. рублей, продолжение реализации мероприятий, направленных на обеспечение системы здравоохранения кадрами. В связи с этим в бюджете области предусмотрены средства на:
- приобретение жилых помещений для формирования фонда служебного жилья для предоставления служебных квартир врачам государственных учреждений здравоохранения области;
- компенсационные выплаты медицинским работникам за наем жилых помещений;
- осуществление социальных выплат при поступлении на работу врачам всех специальностей в размере 500,0 тыс. рублей, врачам востребованных специальностей в размере 800,0 тыс. рублей, средним медицинским работникам востребованных специальностей в размере 300,0 тыс. рублей.
Структура расходов бюджета области такова, что более 70 процентов всех расходов приходится на отрасли социального блока. При этом в расходах бюджета области предусматриваются бюджетные ассигнования на государственную поддержку инвестиционной деятельности, в том числе на:
- взнос в уставный капитал ОАО "Тульская региональная корпорация развития государственно-частного партнерства" в 2016, 2017 и 2018 годах в объеме 362,9 млн. рублей ежегодно;
- субсидии уполномоченной организации в сфере создания и развития инфраструктуры индустриальных парков на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ и оказанием услуг в 2016, 2017 и 2018 годах в объеме 432,1 млн. рублей ежегодно.
В бюджете области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов планируется утверждение бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Тульской области в объеме 24,0 млн. рублей ежегодно, дорожного фонда Тульской области в 2016 году - 3935,7 млн. рублей, в 2017 году - 3521,1 млн. рублей, в 2018 году - 3576,4 млн. рублей.
Как и в 2015 году, в бюджете области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов планируется формирование резервного фонда правительства области в объеме по 100,0 млн. рублей ежегодно, резервного фонда Тульской области в объеме по 50,0 млн. рублей ежегодно.
В 2016 году в бюджете области предусмотрены бюджетные ассигнования:
- на мероприятия, осуществляемые на основании отдельных решений Губернатора Тульской области и правительства Тульской области, в объеме 23,0 млн. рублей;
- на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений в объеме 556,0 млн. рублей, в том числе 43,0 млн. рублей за счет средств федерального бюджета;
- на обеспечение долевого финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в объеме 2116,3 млн. рублей, в том числе за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 1088,0 млн. рублей;
- на реализацию региональной программы Тульской области "Благоустройство города Тулы - административного центра Тульской области" в объеме 312,0 млн. рублей, что более чем в два раза превышает объем утвержденных бюджетных ассигнований на 2015 год.
За счет привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета улучшилась структура государственного долга области. Величина государственного долга Тульской области остается на экономически безопасном уровне. Предельный объем государственного долга Тульской области на 2016 год составит 30222,9 млн. рублей, что на 2192,7 млн. рублей ниже уровня 2015 года, на 2017 год - 29691,6 млн. рублей, на 2018 год - 28075,1 млн. рублей.
Тульская областная Дума постановляет:
1. Принять к сведению основные направления бюджетной политики Тульской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (прилагаются).
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Тульской
областной Думы
С.А.ХАРИТОНОВ





Приложение
к Постановлению Тульской
областной Думы
от 26.11.2015 № 19/622

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2016 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ

Основные направления бюджетной политики Тульской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Основными направлениями бюджетной политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, а также Законом Тульской области от 09.06.2008 № 1015-ЗТО "О бюджетном процессе в Тульской области", с учетом итогов реализации бюджетной политики в период до 2015 года.
Основными целями бюджетной политики Тульской области (далее - область) на 2016 - 2018 годы будут являться обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы области, создание условий для обеспечения максимально эффективного управления общественными финансами с учетом современных условий и перспектив развития экономики области, обеспечение потребностей населения и организаций в государственных услугах, рост показателей их доступности и качества, реализация целей социально-экономического развития области.
Отличительной особенностью Основных направлений бюджетной политики является отражение длящихся мероприятий в результате реализации комплекса мер, представленных в Плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Тульской области в 2015 - 2017 годах, утвержденном распоряжением правительства Тульской области от 16.02.2015 № 107-р.
Последние 10 лет характеризуются целым рядом реформ в сфере бюджетного законодательства, изменениями доходных источников бюджетов, перераспределением и передачей расходных полномочий, и, как правило, эти процессы не в достаточной мере компенсируют друг друга. Регионом используются все возможные инструменты по росту наполняемости бюджета и оптимизации бюджетных расходов.
В последнее время в экономике возникали различные ситуации как роста, так и замедления развития, но, как правило, кризисные явления давали стимул к развитию и внедрению новых подходов к управлению бюджетными ресурсами и экономическими процессами в целом.
Динамика доходов и расходов бюджета области (консолидированного бюджета) за последние 10 лет характеризуется следующими данными: доходы бюджета области выросли на 45,9 млрд. рублей, или в 3,6 раза (консолидированного бюджета на 53,6 млрд. рублей, или в 3,3 раза), в том числе собственные доходы бюджета области с 2006 по 2015 год выросли с 12,7 млрд. рублей до 49,3 млрд. рублей, или в 3,9 раза (консолидированного бюджета с 18,3 млрд. рублей до 63,7 млрд. рублей, или в 3,5 раза). Расходы бюджета области увеличились на 47,7 млрд. рублей, или в 3,5 раза (консолидированного - на 58,5 млрд. рублей, или в 3,3 раза).
При этом более значительный рост доходов приходится на период с 2011 по 2014 год. За этот период объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области вырос на 29,6 млрд. рублей, или 186,8%, и составил на 01.01.2015 - 63,8 млрд. рублей.
Доля собственных средств в консолидированном бюджете области за указанный период выросла с 70,8% до 84,5%, соответственно уменьшились межбюджетные трансферты из федерального бюджета.
Расходы бюджета области с 2011 по 2014 год увеличились на 22,7 млрд. рублей, или 55,5%.
В условиях нестабильной экономической ситуации инструменты управления бюджетными средствами, элементы бюджетной политики различаются в зависимости от индивидуальных особенностей территории, уровня социально-экономического развития, но главным приоритетом остается - добиваться максимальной эффективности расходования каждого бюджетного рубля. Для этого начиная с 2012 года бюджет области формируется в программном формате. В 2015 году бюджет области сформирован в рамках программ на 95% объема расходов (23 программы).
В 2014 году комплексная работа по повышению эффективности бюджетных расходов позволила сократить дефицит бюджета области, который в течение года достигал плановых значений в объеме 8,6 млрд. рублей, до показателя в 1,8 млрд. рублей по исполнению бюджета области.
Бюджет области на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов носит достаточно консервативный характер.
Параметры бюджета области, утвержденные на 2015 год, по доходам составляют 102,7% от плановых назначений 2014 года, или 63,5 млрд. рублей (в том числе собственные доходы 98,6% к факту 2014 года, или 49,3 млрд. рублей), расходы запланированы с учетом роста на 4,5% к факту 2014 года и составляют 66,5 млрд. рублей, дефицит в абсолютном выражении планируется в объеме 2,9 млрд. рублей, или 6,0% к объему собственных доходов.
Структура бюджета области такова, что более 85% всех расходов приходится на заработную плату, социальные выплаты, перечисления в фонд ОМС, дорожный фонд, обслуживание долга и помощь муниципальным образованиям.
Инвестиционная составляющая в структуре расходов невысока. Инвестиционные расходы бюджета области в 2013 году составили 7,5% от общего объема при плане 9,1%, в 2014 году - 6,4%, в 2015 году расходы запланированы на уровне 9,1%.
При формировании бюджета как на 2015 - 2017 годы, так и на 2016 - 2018 годы не предусматривалось увеличение расходов на капитальное строительство и ремонты, увеличение заработной платы государственным служащим, при этом ранее принятые обязательства по незавершенным объектам запланированы к выполнению.
Приняты решения о сокращении авансирования бюджетных расходов в объекты капитального строительства, объекты с низкой стоимостью оплачиваются после ввода в эксплуатацию.
При формировании бюджета области на 2016 год не применялась индексация мер социальной поддержки. В то же время принято решение об увеличении в 2016 году минимальной заработной платы работникам бюджетной сферы с 10 до 11 тыс. рублей и работникам внебюджетного сектора с 11 до 12 тыс. рублей.
В приоритете по включению в государственные программы определены расходы с уровнем софинансирования из федерального бюджета не менее 50,0%. Расходы на осуществление закупок товаров, работ и услуг планировались с учетом мониторинга сложившихся цен и экономии бюджетных средств за текущий и предшествующий периоды.
Расходы по содержанию сети учреждений были рассчитаны с учетом планов по реорганизации, переоборудованию и других мероприятий.
Безусловный приоритет - это указы Президента Российской Федерации, социальная политика. Объем расходов на реализацию указов Президента Российской Федерации неуклонно растет. Общая потребность в средствах на их реализацию в 2015 году составляет 13,4 млрд. рублей. В консолидированном бюджете области предусмотрено 9,0 млрд. рублей, или 67,2% потребности, в том числе 2,4 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета, или 26,7%. Общая оценка недостающего объема средств составляет 4,3 млрд. рублей, или 32,1%. Рост потребности на реализацию указов с 2013 года составил 2,44 млрд. рублей (22,3%).
И это происходит на фоне сокращения финансовой помощи из федерального центра. Если в 2014 году в бюджет области поступило 3,1 млрд. рублей дотаций, то в 2015 году запланировано поступление 1,8 млрд. рублей (дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности снизилась на 15%, а на сбалансированность - на 65%). Размер дотации на 2016 год проектом федерального закона о бюджете планируется в объеме 1,57 млрд. рублей.
Разработаны, приняты и реализуются антикризисные меры, которые дают реальные результаты. Сформированы рабочие группы по мониторингу ситуации за поступлением доходов в бюджет области и мониторингу ситуации по повышению эффективности и оптимизации расходов бюджета области. Разработана и реализуется государственная программа по управлению государственными финансами. Проведена работа по инвентаризации расходных обязательств, корректировке государственных программ. Постоянно проводится мониторинг поступлений налоговых платежей от крупнейших налогоплательщиков региона для принятия мер в случае ухудшения экономической ситуации, а также анализ тенденций, структуры и динамики поступления доходов в бюджетную систему области.
Комплекс мер позволил обеспечить за 9 месяцев 2015 года прирост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области к аналогичному периоду прошлого года в сумме 2,2 млрд. рублей, или на 5,2%. Однако возможности роста доходной части бюджета области ограничены. Так, если за 2013 год темп роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета составил 116,2%, за 2014 год - 121,2%, то за 9 месяцев 2015 года только 105,1%. Налоговые и неналоговые доходы бюджета области запланированы на 2015 год ниже факта 2014 года на 1,4% - это желательный результат исполнения бюджета области за 2015 год и ориентир на 2016 год. Таким образом, параметры бюджета области на 2016 год ориентированы на основные параметры плановых показателей 2015 года.
Мероприятия по оптимизации бюджетных расходов, сокращению нерезультативных расходов и увеличению собственных доходов позволили при предусмотренном плановом дефиците бюджета области в 2,9 млрд. рублей исполнить по состоянию на 01.10.2015 бюджет области с профицитом 1,1 млрд. рублей.
При этом, учитывая большой объем социальных обязательств, в области удалось не увеличить долговую нагрузку на бюджет. Напротив, за период с 2010 года по 2015 год отношение государственного долга области к объему налоговых и неналоговых доходов снизилось с 37% до 35,1% (в настоящее время государственный долг составляет 17,3 млрд. рублей). Тульская область завершила 2014 год с государственным долгом в объеме 15,9 млрд. рублей. По уровню долговой нагрузки область улучшила свои позиции (с 49-го на 16-е место) в сравнении с другими российскими регионами.
В 2015 году улучшилась структура государственного долга области. За счет привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета были погашены коммерческие заимствования - 2,6 млрд. рублей. В объеме государственного долга доля бюджетных кредитов по сравнению с началом года выросла на 13,94% и составляет 26,9%. На долю государственных ценных бумаг приходится 47,7%, кредитов кредитных организаций - 25,4%.
Величина государственного долга области остается на экономически безопасном уровне.
По результатам мониторинга и оценки качества управления региональными финансами, проводимой Министерством финансов Российской Федерации, Тульская область по итогам 2014 года определена как субъект с надлежащим качеством управления региональными финансами.
Кроме того, область за достижение наилучших значений показателей деятельности органов исполнительной власти по итогам 2014 года (1 место) получила грант из федерального бюджета в объеме 349,8 млн. рублей.
Достижение целей бюджетной политики в 2016 году и плановом периоде 2017 и 2018 годов будет обеспечено в результате решения следующих задач.

1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы

Несмотря на предоставленную бюджетным законодательством Российской Федерации возможность формирования бюджета области на один год в связи со сложной экономической ситуацией, бюджет области сформирован на трехлетний период, что позволит сохранить преемственность и предсказуемость бюджетной и налоговой политики, повысить прозрачность бюджетного процесса и расстановки приоритетов, обеспечить правовую основу для заключения многолетних государственных контрактов, тем самым определив среднесрочные ориентиры для бизнеса, что важно для тех, кто работает в экономике. Трехлетний бюджет повысит обоснованность планирования бюджетных расходов, будет способствовать более эффективному использованию бюджетных средств и повысит шансы получения более высокого рейтинга региона.
Формирование бюджета области на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов осуществлялось с учетом реального положения в экономике, снижения темпов экономического роста, оценки исполнения бюджета области за 2015 год. Основные параметры бюджета области на 2016 год сформированы на уровне плановых показателей 2015 года.
Объем налоговых и неналоговых доходов бюджета области на 2016 год запланирован в сумме 49,9 млрд. рублей, что выше оценки исполнения бюджета области в 2015 году на 3,3 млрд. рублей. Расходы бюджета области в 2016 году запланированы в объеме 63,3 млрд. рублей, что выше прогноза исполнения расходов 2015 года на 1,5 млрд. рублей, или на 2,4%. Дефицит бюджета области запланирован в объеме 3,5 млрд. рублей, что выше уровня прогноза 2015 года на 1,8 млрд. рублей и ниже установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации предельного уровня на 8,0 процентных пункта, что дает определенный резерв для маневра в случае неблагоприятного развития экономического прогноза и исполнения доходов бюджета.
Консервативный подход по сдерживанию роста расходов и дефицита применялся при формировании параметров бюджета на 2017 - 2018 годы, так, в 2017 году дефицит прогнозируется в размере 8,8%, в 2018 году - 6,2%. Таким образом, реализуется принцип долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета, а также соблюдаются дополнительные ограничения и требования, установленные соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации.
Бюджетные параметры сформированы исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств с учетом изменений действующего бюджетного и налогового законодательства. Расходы сконцентрированы на приоритетных направлениях, прежде всего связанных с улучшением условий жизни человека.
Расходы, осуществляемые за счет целевых межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, прогнозируются в объемах, предусмотренных проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год".
Объем условно утверждаемых расходов запланирован на 2017 и 2018 годы в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации: на 2017 год в объеме 1,5 млрд. рублей, или 2,5%, на 2018 год в объеме 3,1 млрд. рублей, или 5,0%.
В составе источников дефицита бюджета области сформирован Резервный фонд Тульской области в объеме 50,0 млн. рублей, предназначенный для финансового обеспечения расходных обязательств при недостаточности доходов бюджета области.
С целью расширения горизонтов бюджетного планирования, обеспечения долгосрочной сбалансированности бюджета, увязки стратегического и бюджетного планирования в области в 2016 году будет проводиться работа по разработке долгосрочного бюджетного прогноза на срок 12 лет. В документе будут представлены основные характеристики бюджетной системы и анализ основных рисков, возникающих при реализации различных сценариев бюджетного прогноза, определены на перспективу правила оценки социально-экономических решений по развитию области, приемлемости их результатов и последствий по критерию сохранения устойчивости и сбалансированности бюджета области.
Разработке бюджетного прогноза области будет предшествовать проведение анализа возможных параметров регионального и местных бюджетов.
Долгосрочное бюджетное планирование позволит обеспечить планирование предельных расходов на финансирование государственных программ и лучше скоординирует бюджетный процесс.
В рамках мероприятий по повышению сбалансированности бюджета области особое внимание будет обращено на проведение систематического анализа и оценки рисков для бюджетной системы региона, возникающих вследствие изменения экономических условий.
Бюджетный прогноз определит уровень допустимого бюджетного риска, фиксирующего компромисс между стабильной, гарантированной от внешних и внутренних угроз бюджетной системой и целенаправленным государственным стимулированием экономической активности.
Приоритетными будут проекты, требующие финансового обеспечения не более 3 лет. Введение новых налоговых льгот не должно приводить к сокращению достигнутого уровня собираемости доходов.
В условиях многосценарного долгосрочного прогнозирования приоритет будет отдаваться консервативности бюджетного планирования.
Особое внимание будет уделяться мониторингу кредиторской задолженности и проведению мероприятий по недопущению ее возникновения. Аналогичная работа будет проводиться и в отношении недоимки по поступлениям в бюджет области.
Продолжит свою работу комиссия по распределению экономии по результатам проведения закупок с обязательным условием направления 50,0% сэкономленных средств на сокращение дефицита бюджета области.
В рамках мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов продолжится совершенствование мер по повышению качества среднесрочного планирования, направленных на снижение отклонений утвержденного объема расходов бюджета области на очередной финансовый год от ранее утвержденного на этот год объема расходов планового периода.
Аналогичная работа будет проводиться и в части повышения финансовой дисциплины и качества кассового исполнения бюджета области в соответствии с поквартально запланированными объемами расходов, что позволит снизить риски возникновения кассовых разрывов в течение финансового года.
Долговая политика как составная часть бюджетной политики непосредственно отвечает за сбалансированность бюджета, когда уже расставлены все приоритеты, применены все инструменты в части оптимизации расходов и повышения доходной части бюджета.
Ответственное управление государственным долгом области, обеспечение приемлемого уровня государственного долга области, минимизация стоимости привлечения долгового финансирования - одни из основных задач в современных условиях.
Политика в сфере управления государственным долгом области, как и в предшествующие периоды, будет направлена на сохранение объема государственного долга области на экономически безопасном уровне, сокращение стоимости обслуживания государственного долга области, выполнение принятых обязательств в полном объеме.
Для реализации указанных целей будут использоваться различные механизмы и инструменты:
привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах;
замещение коммерческих кредитов бюджетными кредитами Министерства финансов Российской Федерации;
привлечение коммерческих заимствований с учетом конъюнктуры финансового рынка;
равномерное распределение сумм погашения долговых обязательств;
сохранение доли коммерческих заимствований на уровне не более 50% от суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета области;
сохранение доли расходов на обслуживание государственного долга области на уровне не более 5% от общего объема расходов бюджета области;
управление остатками средств на едином счете по учету средств бюджета области в целях сокращения привлечения заемных средств.
Проводимые мероприятия позволят обеспечить исполнение расходных обязательств бюджета области при сохранении оптимального соотношения величины государственного долга области и расходов на его обслуживание.

2. Повышение качества государственных программ и расширение их использования в бюджетном планировании

Будет продолжена работа по совершенствованию программно-целевого принципа формирования и исполнения бюджета области, что повысит обоснованность бюджетных ассигнований на этапе их формирования, обеспечит их большую прозрачность для общества и наличие более широких возможностей для оценки их эффективности.
Развитие методологии разработки государственных программ, повышение эффективности их реализации необходимо продолжить по следующим направлениям:
обязательное отражение в государственных программах показателей стратегических документов и их целевых значений, что должно обеспечить полное соответствие государственных программ приоритетам государственной политики;
обеспечение полноты отражения всего комплекса мер и инструментов государственной политики (налоговых льгот, мер тарифного регулирования, нормативного регулирования, участия в управлении организациями и предприятиями);
формирование системы аудита эффективности государственных программ, включающей оценку качества формирования каждой государственной программы и оценку эффективности ее реализации. Результаты такого аудита должны учитываться при формировании параметров финансового обеспечения государственных программ на дальнейшую перспективу.
С 2016 года планируется осуществить увязку финансовых показателей государственных программ с параметрами расходов бюджета области, которые будут определены в бюджетном прогнозе Тульской области.
Продолжится реализация внедрения в бюджетный процесс предельных объемов ("потолков") расходов по каждой государственной программе с учетом изменения потребностей в объемах государственных услуг и обеспечения достижения стратегических целей развития области.
С целью повышения качества планирования программных мероприятий необходимо закрепить максимально допустимый уровень расходов, предусмотренных на программу, который может быть подвержен корректировке, без изменения показателей ее результативности на уровне 5% от общих расходов на программу, а также обеспечить связь государственных программ и государственных заданий. В случае неэффективной реализации программ и недостижения показателей должна предусматриваться персональная ответственность должностных лиц.
Для полноценного внедрения в бюджетный процесс программно-целевых методов необходимо соблюдение единой вертикали: государственные программы Российской Федерации - региональные государственные программы - муниципальные программы, включая субсидирование расходов бюджетов различных уровней, что способствует комплексному влиянию на достижение целей, задач, индикаторов.
Необходимо обеспечить взаимосвязь государственных программ области и муниципальных программ, включать муниципальный аспект в государственные программы области, продолжить оказание методологической поддержки органам местного самоуправления.
На 2016 год бюджет области включает 23 государственные программы области с объемом ассигнований 59,4 млрд. рублей, или 93,9% от общего объема бюджетных ассигнований, на 2017 год - 55,3 млрд. рублей, или 94,1%, на 2018 год - 56,0 млрд. рублей, или 91,7%.
В 2016 году перечень программ изменится. Принята новая государственная программа Тульской области "Развитие промышленности в Тульской области". В рамках поставленной цели программы, направленной на развитие высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности области, обеспечивающей переход экономики региона к инновационному типу развития, будут решены задачи по содействию и развитию высокотехнологичного промышленного производства в области, а также научной и инновационной деятельности в области.
Будет продолжено обязательное общественное обсуждение государственных программ. Ответственным исполнителем (координатором) проводится общественное обсуждение проекта государственной программы, в том числе с привлечением Общественной палаты Тульской области, общественных советов, созданных при органах исполнительной власти области, структурных подразделениях аппарата правительства области, научных и иных заинтересованных организаций.

3. Повышение эффективности расходов бюджета области

В связи с тем, что на сегодняшний день главным является нахождение баланса между усложняющимися задачами государственной политики и установленными на новом, более низком уровне бюджетными возможностями, задача повышения эффективности бюджетных расходов выходит на первый план.
Существенный резерв повышения эффективности бюджетных расходов лежит в области подготовки бюджетных решений. Необходимо активно использовать оценку эффективности бюджетных расходов уже на этапе планирования расходов.
Основными задачами по повышению эффективности бюджетных расходов являются:
повышение эффективности и результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования;
создание условий для повышения качества предоставления государственных услуг;
повышение эффективности процедур проведения государственных закупок, в том числе путем внедрения казначейского сопровождения.
Дальнейшее совершенствование управления расходными обязательствами области должно осуществляться по пути обеспечения систематического контроля правовой обоснованности и эффективности их исполнения.
Повышение качества планирования бюджетных ассигнований будет обеспечено в результате разработки и применения единых расчетных методик, конкурсного распределения бюджета принимаемых обязательств, своевременного исключения из состава действующих расходных обязательств, утративших правовую обоснованность или имеющих низкую эффективность исполнения.
В рамках обозначенных выше направлений планируется ввести в практику бюджетного планирования проведение ежегодной инвентаризации расходных обязательств, обеспечивающей:
определение правовой обоснованности исполняемых расходных обязательств области;
формирование и обеспечение эффективного использования реестра расходных обязательств области в бюджетном планировании;
полноту учета расходных обязательств;
оценку полного объема расходных обязательств и его сопоставление с закрепленными за соответствующим бюджетом доходными источниками;
мониторинг степени обеспечения расходных обязательств планируемыми и фактическими расходами.
Эта инвентаризация будет проводиться как специалистами субъектов бюджетного планирования, осуществляющих ведение отраслевых реестров, так и специалистами министерства финансов Тульской области. Проведение инвентаризации расходных обязательств должно быть предусмотрено в Порядке ведения реестра расходных обязательств Тульской области.
В целях совершенствования управления расходными обязательствами и повышения качества планирования будет реализовываться конкурсное распределение бюджета принимаемых обязательств.
Важнейшим условием получения объективных результатов анализа эффективности бюджетных расходов является использование независимой оценки, что подразумевает широкое участие экспертных, научных негосударственных организаций.
В этой связи предполагается внедрение в практику проведения независимого аудита бюджетных расходов в Тульской области в части:
анализа и оценки эффективности бюджетных расходов по отдельным направлениям государственной политики, а также в разрезе организаций;
разработки предложений, направленных на оптимизацию и повышение эффективности бюджетных расходов, а также изыскание ресурсов для их реализации.
В дальнейшем предполагаются формирование и реализация ведомственных планов повышения эффективности бюджетных расходов с учетом результатов независимого аудита и внутреннего финансового аудита главных распорядителей бюджетных средств.
Также результаты независимого аудита бюджетных расходов могут быть применены при оценке ведомственных планов повышения эффективности бюджетных расходов с точки зрения решения вопроса о целесообразности их финансирования, а также анализе результативности реализации ведомственных планов повышения эффективности бюджетных расходов и принятии решения об их финансовом обеспечении.
В целях оптимизации расходов бюджета области будут проводиться мероприятия, направленные на повышение адресности социальной поддержки граждан, инвентаризация экономической целесообразности действующих выплат.
Продолжится работа по реструктуризации бюджетной сети, выявлению неэффективных или недостаточно загруженных государственных учреждений с целью принятия решений по целесообразности их дальнейшего функционирования.
В сфере образования, здравоохранения, культуры и социальной политики будет продолжена реализация мероприятий отраслевых "дорожных карт", направленных на повышение эффективности и качества услуг, увязанных с переходом на "эффективный контракт".
Результаты качества финансового менеджмента ГРБС и оценки эффективности предоставления межбюджетных трансфертов будут определяться с учетом объемов финансирования государственных программ, оценки их реализации.
Бюджетная политика в сфере государственного управления будет направлена на продолжение оптимизации бюджетных расходов на оплату труда, осуществляемую во взаимосвязи с оптимизацией функций органов исполнительной власти области, перераспределением функций, исключением дублирующих функций.

4. Реализация майских указов Президента Российской Федерации

Как и в предыдущие годы, первоочередными направлениями расходования средств остаются задачи, поставленные в майских указах Президента Российской Федерации.
Планируется дальнейшее увеличение заработной платы работников учреждений бюджетной сферы в соответствии с параметрами, определенными Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 года № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". На эти цели в бюджете области за счет собственных средств на 2016 год предусмотрено 6,6 млрд. рублей, в 2017 году - 8,8 млрд. рублей, в 2018 году - 8,1 млрд. рублей.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 14 сентября 2015 г. № 973 "О совершенствовании статистического учета в связи с включением в официальную статистическую информацию показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)". Начиная с итогов за 2015 год расчет отношения средней заработной платы по категориям работников производится к новому показателю - среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности), что по предварительным подсчетам позволит сократить расходы бюджета области на указанные цели в размере 10 - 15% от первоначальной потребности.
При этом при планировании расходов на повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы на 2016 год обеспечен уровень номинальной заработной платы в среднем по отдельным категориям работников бюджетной сферы в размерах не ниже уровня, достигнутого в 2015 году.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" будет продолжена реализация мероприятий, направленных на обеспечение системы здравоохранения кадрами. В этих целях предусмотрены средства на:
приобретение жилых помещений для формирования фонда служебного жилья для предоставления служебных квартир врачам государственных учреждений здравоохранения области;
компенсационные выплаты медицинским работникам за наем жилых помещений;
осуществление социальных выплат при поступлении на работу врачам всех специальностей в размере 500,0 тыс. рублей, врачам востребованных специальностей в размере 800,0 тыс. рублей, средним медицинским работникам востребованных специальностей в размере 300,0 тыс. рублей.
На реализацию мер по дальнейшей поддержке семей и детей, обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2016 году предусмотрены средства в объеме 556,0 млн. рублей, в том числе 43,0 млн. рублей за счет средств федерального бюджета на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, признанным нуждающимися.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" в период 2016 - 2017 годов будет продолжена реализация комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года.
Значительные средств бюджета области предусматриваются на обеспечение долевого финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, реализуемых в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". В 2016 году на эти цели предусмотрен объем бюджетных ассигнований в размере 2116,3 млн. рублей, в 2017 году - 792,1 млн. рублей. Объем софинансирования за счет средств Фонда предусмотрен соответственно в размерах 1028,0 млн. рублей, 404,5 млн. рублей.
В рамках данного Указа будет продолжено решение основных проблем по обеспечению доступности жилья для отдельных социальных групп населения, к числу которых относятся молодые семьи, многодетные семьи, имеющие трех и более детей, работники государственных и муниципальных учреждений Тульской области, а также граждане, проживающие в жилье, не пригодном для проживания ввиду его аварийности. Одним из наиболее эффективных способов обеспечения жильем вышеперечисленных категорий граждан является механизм предоставления за счет средств бюджета области социальных выплат для приобретения жилья.
На эти цели в 2016 году предусматривается финансовое обеспечение в размере 375,0 млн. рублей.

5. Финансирование отраслей социальной сферы

Предельные объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ в отраслях социальной сферы на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов сформированы на основе следующих основных подходов.
В качестве "базовых" объемов бюджетных ассигнований на 2016 - 2017 годы приняты бюджетные ассигнования, утвержденные Законом Тульской области от 02.12.2014 № 2223-ЗТО "О бюджете Тульской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", "базовые" объемы 2018 года приняты равными "базовым" объемам 2017 года.
Базовые объемы бюджетных ассигнований на 2016 - 2018 годы уточнены на отмену с 2016 года адресной социальной помощи приемным и опекунским семьям, воспитывающим 6 и более детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и многодетным семьям, воспитывающим 6 и более детей, для приобретения колесных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и имеющих помимо места водителя не менее 7 мест для сидения, и оплаты расходов, связанных с эксплуатацией указанных транспортных средств.
Произведено уменьшение объемов бюджетных ассигнований по прекращающимся расходным обязательствам ограниченного срока действия, в том числе в связи с уменьшением контингента получателей.
Не предусматривается увеличения бюджетных ассигнований в 2016 году на социальные выплаты в соответствии с законами области (размер пособий, компенсаций и доплат сохраняется на уровне 2015 года), закладывается индексация с 1 января 2017 года на 4,5%, индексация с 1 января 2018 года на 4,0%.
Расчет расходов на меры социальной поддержки, пособий, компенсаций и доплат будет производиться исходя из фактической численности получателей с учетом недопущения появления новых льготных категорий граждан.
Расчет потребности на предоставление единовременной выплаты к отпуску работникам социальной сферы и пособий на санаторно-курортное лечение будет производиться исходя из фиксированного размера, установленного на уровне 2015 года.
В рамках реализации государственной программы Тульской области "Улучшение демографической ситуации и поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области" в целях формирования эффективной системы социальной защиты необходимо расширить применение принципа нуждаемости и адресного подхода, в том числе за счет корректировки условий назначения отдельных мер социальной поддержки, в том числе путем определения и введения критериев адресности и нуждаемости.
В целях стимулирования к трудоустройству выпускников интернатных организаций после получения профессионального образования, а также оптимизации расходов бюджета области будет проводиться работа по замене ежемесячного социального пособия детям, оставшимся без попечения родителей и не получающим государственные пенсии, в рамках реализации Закона Тульской области от 07.10.2009 № 1336-ЗТО "О защите прав ребенка" на единовременное пособие лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае трудоустройства. Преобразование будет способствовать наиболее эффективной социализации в обществе лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В рамках реализации государственной программы Тульской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Тульской области" в целях формирования эффективной системы социальной защиты будет расширено применение принципа нуждаемости и адресного подхода.
В рамках реализации государственной программы Тульской области "Развитие образования Тульской области" будут обеспечены функционирование и целевое развитие сети образовательных организаций в соответствии с перспективными задачами развития российского общества и экономики, организована работа по переходу к использованию размеров базовых нормативных затрат как минимального размера стоимости обучения при реализации образовательных программ за счет ассигнований бюджета области, средств физических и юридических лиц вне зависимости от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности указанных учреждений.
В рамках реализации государственной программы Тульской области "Развитие здравоохранения Тульской области" будет продолжена реализация майских указов Президента Российской Федерации с учетом установленных в плане мероприятий ("дорожной карты") по развитию здравоохранения области.
Продолжится работа с федеральным центром по выработке новых подходов расчетов взносов на страхование неработающего населения в соответствии с федеральным законодательством с учетом уровня бюджетной обеспеченности дифференциации субъектов по уровню социально-экономического развития.
Будет проведена работа по повышению эффективности расходов на лекарственное обеспечение, в том числе за счет исключения расходов за счет средств бюджета области по полномочиям, относящимся к полномочиям Российской Федерации (дополнительное финансовое обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов).

6. Финансовое обеспечение дорожной деятельности и "Народного бюджета"

С введением в эксплуатацию с 1 апреля 2015 года Системы обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории области в рамках реализации государственной программы Тульской области "Развитие транспортной системы Тульской области и повышение безопасности дорожного движения" наблюдается устойчивая тенденция ежемесячного роста доходов бюджета области от штрафов за нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, включая работу стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. В 2016 году планируется увеличение в 1,5 раза по сравнению с 2014 годом. Поступления в бюджет области по данному доходному источнику с января по сентябрь текущего года составили ориентировочно 156,5 млн. рублей.
В рамках государственных программ Тульской области "Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования в Тульской области", "Развитие сельского хозяйства Тульской области" за счет ассигнований дорожного фонда Тульской области продолжится выполнение мероприятий, направленных на удвоение объемов строительства и реконструкции региональных автомобильных дорог в 2015 - 2022 годах. Одновременно продолжится реализация мероприятий по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог, что даст возможность увеличить долю автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, отвечающих нормативным требованиям, что предусмотрено в Перечне поручений Президента Российской Федерации от 05.03.2015 № Пр-1572. Дорожный фонд Тульской области сформирован на 2016 год в объеме 3935,7 млн. рублей, на 2017 год - 3521,1 млн. рублей, на 2018 год - 3576,4 млн. рублей.
Формирование муниципальных дорожных фондов начиная с 2016 года будет осуществляться в том числе за счет дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты исходя из зачисления 22 процентов доходов консолидированного бюджета субъекта от указанного налога в местные бюджеты. По сравнению с 2015 годом указанный норматив увеличен на 2,0%. Соответственно при формировании дорожного фонда Тульской области учитывались доходы в объеме 78% от указанного налога.
В 2016 году размеры указанных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты будут устанавливаться исходя из протяженности автомобильных дорог в соответствии с утвержденными органами местного самоуправления перечнями автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Продолжится работа с органами власти Российской Федерации по вопросу о законодательном закреплении права субъектов РФ осуществлять корректировку размеров региональных дорожных фондов в текущем финансовом году в зависимости от фактического объема поступления в бюджет субъекта РФ доходов от акцизов на нефтепродукты, а также о возможности исключения из расчетов налогового потенциала субъектов Российской Федерации, используемого при распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, доходов, направляемых в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на формирование дорожных фондов субъектов Российской Федерации (за исключением субсидий из федерального бюджета).
В Тульской области реализуется проект "Народный бюджет" в рамках непрограммных расходов. Он позволяет решать первоочередные проблемы городских и сельских поселений, объединив ресурсы бюджета области, бюджетов муниципальных образований, финансовых средств населения и средств спонсоров.
Самое главное его преимущество в том, что первоочередные задачи, необходимые для реализации в рамках проекта определяются самими жителями сельских и городских поселений. Именно они решают, какой проект будет реализовываться и сколько собственных средств готовы на это направить.
В рамках проекта жители области имеют возможность отремонтировать кровли жилых домов, водопроводы и тепловые сети, благоустроить дворовые территории, привести в порядок дороги поселений и городов, мемориальные комплексы, места отдыха жителей, спортивные объекты и Дома культуры.
В 2015 году планируется реализовать 444 проекта на сумму 285 млн. рублей. В 2016 году из бюджета области планируется выделить 1000,0 млн. рублей, в 2017 - 300,0 млн. рублей, в 2018 году - 300,0 млн. рублей.

7. Стимулирование инвестиционного развития области, финансовое обеспечение сельского хозяйства

В проекте бюджета области на 2016 год бюджетные инвестиции запланированы на уровне 6% от общего объема расходов бюджета области.
Повышение эффективности управления бюджетными инвестициями может быть реализовано за счет внедрения в практику применения концессионных соглашений, заключаемых в рамках Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Развитие механизмов государственно-частного партнерства позволит сократить бюджетные расходы на строительство, реконструкцию и последующее содержание объектов капитального строительства государственной и муниципальной собственности.
В целях создания условий для улучшения инвестиционного климата, эффективного привлечения капиталовложений в экономику региона, развития государственно-частного партнерства в бюджете области предусматривается государственная поддержка при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности. Основными источниками финансирования данных мероприятий в 2016 - 2018 годах будут средства Инвестиционного фонда Тульской области, а также предоставление субсидий уполномоченной организации в сфере создания и развития инфраструктуры индустриальных парков на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ и оказанием услуг. Указанные меры поддержки будут предоставляться в рамках государственной программы Тульской области "Улучшение инвестиционного климата Тульской области".
В целях развития инфраструктуры физической культуры и спорта на 2016 год предусматривается 113,2 млн. рублей на строительство физкультурных сооружений.
Не менее важна задача обеспечения безопасных и комфортных условий проживания. Для ее реализации запланированы бюджетные ассигнования на модернизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства, газификацию населенных пунктов в объемах 162,1 млн. рублей на 2016 год, 220,6 млн. рублей на 2017 год, 250,6 млн. рублей на 2018 год.
Формирование объема и структуры расходов бюджета области в сфере сельского хозяйства осуществляется на основе Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717.
На территории области мероприятия указанной Государственной программы реализуются в рамках государственной программы Тульской области "Развитие сельского хозяйства Тульской области".
Основной задачей бюджетной политики в сфере агропромышленного комплекса на 2016 - 2018 годы остается обеспечение оптимизации и расстановки приоритетов действующих расходных обязательств бюджета области по оказанию государственной поддержки развития сельского хозяйства с учетом обеспечения продовольственной безопасности области, повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность на территории области, увеличения ее доли на региональном рынке, повышения финансовой устойчивости организаций агропромышленного комплекса, устойчивого развития сельских территорий.
В этих целях необходимо провести дополнительный анализ целесообразности мер государственной поддержки, выявить не влияющие непосредственно на результат сельскохозяйственного производства, а также не оказывающие стимулирующего воздействия на повышение эффективности производственной деятельности и расширение производства сельскохозяйственной продукции, оказывать последовательную государственную поддержку новым инвестиционным проектам, основанную на принципах государственно-частного партнерства, продолжить обеспечение субсидирования части процентной ставки по привлеченным инвестиционным и краткосрочным кредитам.
При реализации инвестиционных проектов необходимо осуществить поэтапный переход к широкому использованию типовых проектных решений инвестиционных проектов, реализуемых в агропромышленном комплексе.
До 2015 года расходы на проведение капитального ремонта многоквартирных домов Тульской области осуществлялись в виде субсидий бюджетам муниципальных образований области в рамках государственной программы Тульской области "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Тульской области".
Для реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Тульской области создан региональный оператор - Фонд капитального ремонта Тульской области, который обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тульской области, и осуществляет финансовое обеспечение капитального ремонта за счет взносов собственников помещений, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Обеспечение деятельности Фонда капитального ремонта Тульской области осуществляется за счет средств бюджета области в рамках государственной программы Тульской области "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Тульской области".
Это позволит уже в 2016 году отремонтировать 1000 многоквартирных домов в Тульской области.

8. Повышение эффективности оказания населению государственных услуг

В рамках решения задачи по созданию условий для улучшения качества государственных услуг продолжена работа по формированию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств.
В этой части с целью унификации и систематизации государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями области, утвержден Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями Тульской области, согласно которому ведомственные перечни государственных услуг и работ формируются на основании базовых (отраслевых) перечней услуг, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности. Ведомственные перечни государственных услуг и работ ведутся органами исполнительной власти области в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", доступ к которой осуществляется через Единый портал бюджетной системы Российской Федерации (далее - Единый портал) (www.budget.gov.ru).
Сформировано 29 базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ. В соответствии с ними в целях обеспечения единых подходов для определения государственных (муниципальных) услуг, возможности их сравнения и анализа по объему, качеству и иным показателям в 2015 году сформировано 12 ведомственных перечней государственных услуг и работ.
Утвержден Порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений области и финансового обеспечения выполнения государственного задания.
Объем финансового обеспечения выполнения государственного задания на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
В 2016 году продолжится работа по приведению государственных (муниципальных) услуг (работ) в соответствие с законодательством о разграничении полномочий между публично-правовыми образованиями. При этом работы, стоимость которых возможно определить на основе нормативных затрат, должны быть переквалифицированы в услуги, а работы, стоимость которых невозможно определить на основе нормативных затрат, должны быть переданы на рынок.
Данные меры позволят установить прозрачную методику определения стоимости каждой государственной услуги на основании нормативных затрат, рассчитанных в соответствии с единым базовым нормативом затрат, учитывающим экономически обоснованную себестоимость услуги, и корректирующих коэффициентов к нему.
Улучшению качества оказания государственных услуг будет способствовать повышение конкуренции среди юридических лиц, в том числе государственных (муниципальных) учреждений, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг.
Необходимо обеспечить оптимальное распределение сети государственных учреждений с определением наиболее эффективного для них типа. Важным шагом на этом пути является проведение паспортизации государственных учреждений с актуализацией всех сведений.
Усилия и ресурсы будут сконцентрированы на привлечении и удержании в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров и развитии материально-технической базы государственных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников (оказание учреждениями платных услуг, получение инвестиций в рамках развития государственно-частного партнерства).
Будет продолжена работа по оптимизации структуры бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования государственных учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также не соответствующие профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, в организации иной организационно-правовой формы.
Повышение качества государственных услуг (работ) также предполагается достичь путем внедрения элемента конкурентных отношений в деятельность государственных учреждений, что создаст дополнительный стимул к повышению качества услуг и, в перспективе, снижению их стоимости. Необходимо привлекать к оказанию государственных услуг на контрактной основе исполнителей, не являющихся государственными учреждениями.
Необходимо создать правовые основы усиления ответственности за невыполнение государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), разработать порядки проведения независимой оценки соответствия качества фактически предоставленных государственных услуг утвержденным требованиям к качеству с изучением мнения населения о качестве предоставляемых государственных услуг.

9. Повышение прозрачности бюджета и бюджетного процесса

Для обеспечения прозрачности и публичности информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере управления общественными финансами и в целях совершенствования процесса открытости бюджетного процесса в Тульской области (как составляющей открытого государственного управления в Тульской области) планируется дальнейшее развитие информационной аналитической системы "Открытый бюджет Тульской области", составной частью которой являются "Бюджет для граждан", регулярное размещение на портале "Открытый бюджет Тульской области" информации, характеризующей бюджетную систему области.
Портал "Открытый бюджет Тульской области" обеспечивает предоставление для широкого круга пользователей в объективной, доступной и простой для понимания форме информации о целях, задачах и приоритетных направлениях бюджетной политики, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств, об обоснованиях бюджетных расходов.
В целях обеспечения публичности процесса управления общественными финансами, гарантирующего обществу право на доступ к открытым государственным данным, планируется выполнение принятой "дорожной карты" (ведомственного плана) по реализации Стандарта открытости системы государственного управления в Тульской области.
В рамках повышения прозрачности бюджетного процесса финансовыми органами субъектов Российской Федерации с 2016 года будут сформированы сводные реестры участников бюджетного процесса и юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (далее - Сводный реестр), что позволит актуализировать сведения об организациях - участниках бюджетного процесса области, а также о юридических лицах, не являющихся участниками бюджетного процесса области, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.
Формирование Сводного реестра положит начало комплексной автоматизации финансово-хозяйственной деятельности с обеспечением преемственности сведений управленческого учета, что обеспечит прозрачность, открытость и достоверность организации процессов в органах власти и учреждениях, позволит связать результаты с затратами и повысить качество финансового менеджмента.

Особенности исполнения бюджета Тульской области в 2016 году

В 2014 году Правительством Российской Федерации запущен механизм предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансируемых за счет данных межбюджетных трансфертов (финансирование под потребность).
С 1 января 2016 года планируется введение аналогичной нормы в отношении межбюджетных трансфертов, предоставляемых местным бюджетам за счет средств бюджета области.
Это позволит исключить наличие неиспользованного остатка целевых средств в местных бюджетах, обеспечение повышения эффективности и прозрачности расходов местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты.

10. Развитие государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"

Одним из направлений для достижения целей бюджетной политики является внедрение современных информационных технологий, способствующих повышению эффективности деятельности органов власти всех уровней, автоматизация бюджетного процесса в Тульской области, направленная на повышение качества, оперативности и прозрачности его организации, на формирование единого информационного пространства в сфере управления общественными финансами области.
Для реализации поставленных задач в предстоящем периоде планируются:
дальнейшее развитие автоматизированных информационных систем в сфере управления финансами области, актуализация и расширение их функционала в соответствии с законодательными, методологическими новациями, интеграция систем;
внедрение единой информационной системы для централизованного сбора, консолидации и анализа бюджетной отчетности области, отчетности бюджетных и автономных учреждений области;
дальнейшая интеграция информационных систем в области управления финансами с системами в области управления государственными закупками;
внедрение компонентов государственной интегрированной информационной системы (ГИИС) управления общественными финансами "Электронный бюджет" на уровне области, интеграция и взаимодействие информационных систем в сфере управления финансами области с ГИИС;
оказание методологической помощи по автоматизации деятельности финансовых органов муниципальных образований области.

11. Совершенствование системы внутреннего государственного финансового контроля

Одной из задач повышения эффективности бюджетных расходов является построение эффективной системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Такая система позволит обеспечить осуществление предварительного контроля исполнения внутренних бюджетных процедур и значительно улучшить финансовую дисциплину главных распорядителей (администраторов) бюджетных средств.
Важной задачей также является проведение анализа систем внутреннего финансового контроля и аудита, обеспечивающего надлежащее качество внутреннего финансового контроля.
В период 2016 - 2018 годов будет продолжена работа по совершенствованию методов финансового контроля в системе органов исполнительной власти, усилению предварительного и последующего контроля.
В целях развития системы внутреннего государственного финансового контроля в 2016 году планируется реализация следующих задач:
1. Рассмотрение вопроса об автоматизации системы внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений.
2. Проведение информационной работы с целью повышения бюджетной дисциплины объектами государственного финансового контроля.
3. Проведение информационной работы с главными распорядителями бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
4. Усиление контроля за повышением отдачи от использования средств бюджета области, улучшением качества оказываемых государственных услуг.
5. Усиление контроля за эффективным управлением и распоряжением имуществом, находящимся в государственной собственности области.
Совершенствование системы внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений позволит снизить потери средств бюджета области, а также обеспечить эффективность использования имеющихся финансовых ресурсов.

12. Бюджетная политика в сфере государственных закупок

В целях повышения эффективности расходования средств бюджета области в сфере развития контрактной системы и осуществления государственных закупок в 2016 году планируется реализация ряда мероприятий.
Предусмотрено дальнейшее развитие региональной информационной системы Тульской области в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд (далее по тексту - РИС ТО). Для этого планируется:
осуществить полную интеграцию РИС ТО с Единой информационной системой в сфере закупок, с системой удаленного финансового документооборота Федерального казначейства, электронными торговыми площадками, обеспечивающими размещение закупок заказчиков в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
развить интеграции РИС ТО с модулем "Государственные программы" АС "Бюджет" в целях автоматического формирования для заказчиков соответствующих планов закупок;
обеспечить достигнутую интеграцию РИС ТО с информационными системами, обеспечивающими составление и исполнение муниципальных бюджетов;
развить систему мониторинга и оценки эффективности размещения закупок заказчиками области;
внедрить механизм размещения отчетов о результатах исполнения контракта в РИС ТО;
начать наполнение сведениями электронного маркетингового центра, который позволит доводить до заказчиков результаты маркетинговых исследований в электронной форме в рамках юридически значимого документооборота с использованием электронных цифровых подписей;
предоставить доступ муниципальным заказчикам к действующему сервису "Запрос цен для закупок малого объема", направленному на обеспечение высокой конкуренции при сборе ценовых предложений на поставку товаров, работ и услуг при заключении заказчиками прямых договоров на сумму до 100 (400) тысяч рублей.
Указанные мероприятия позволят повысить эффективность организации и проведения закупок, обеспечат бюджетную дисциплину, позволят исключить размещение закупок, не обеспеченных лимитами бюджетных обязательств, а также обеспечат более эффективное формирование цены при заключении прямых договоров.
Предусматривается расширить спектр товаров, работ и услуг, закупаемых в рамках совместных торгов, что даст возможность закупать товары, работы, услуги по оптовым ценам, на единых технических условиях и условиях контрактов.
Предусматриваются доработка и совершенствование пакета документов, обеспечивающих нормирование закупок в целях исключения приобретения товаров, работ и услуг, обладающих излишними функциональными характеристиками, необходимость в которых отсутствует у заказчиков.
Планируется проведение работы с Тульской торгово-промышленной палатой, организациями, предоставляющими экспертные услуги, по отработке механизмов привлечения экспертов к анализу качества поставляемой продукции.

13. Основные подходы к формированию системы межбюджетных отношений

Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2016 - 2018 годах будет сосредоточена на решении следующих задач:
обеспечение сбалансированности местных бюджетов;
сохранение высокой роли выравнивающей составляющей межбюджетных трансфертов;
повышение эффективности предоставления целевых межбюджетных трансфертов.
Оказание финансовой поддержки со стороны бюджета области в финансовом обеспечении первоочередных расходов бюджетов муниципальных образований будет продолжено путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые сохранят ведущую роль в системе межбюджетного регулирования. Являясь ключевой формой межбюджетных трансфертов, общий объем указанных дотаций не должен подлежать уменьшению даже в случае необходимости пересмотра отдельных расходных статей бюджета области.
Основной задачей по формированию межбюджетных отношений на муниципальном уровне будет являться сохранение принципов и подходов, применяемых министерством финансов Тульской области для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, с учетом их совершенствования в связи с сохраняющейся существенной дифференциацией перечней вопросов местного значения и налогового потенциала между видами муниципальных образований.
Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов (городских округов) определен исходя из достижения критерия выравнивания финансовых возможностей поселений и критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), порядок определения которых учтен Законом Тульской области от 15.07.2013 № 1985-ЗТО "О внесении изменений в Закон Тульской области "О межбюджетных отношениях между органами государственной власти Тульской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Тульской области".
В 2016 году и в плановом периоде 2017 - 2018 годов критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) определен в размере - 0,622.
Это обеспечивает определенную стабильность муниципальным образованиям в рамках осуществления бюджетного процесса, так как объемы финансовой помощи муниципальным образованиям будут определяться исходя из достижения каждым муниципальным образованием установленного критерия выравнивания на срок не менее трех лет (без корректировки объема).
С целью более эффективного выравнивания бюджетной обеспеченности, снижения рисков несбалансированности местных бюджетов предусмотрена индексация критерия выравнивания финансовых возможностей поселений на уровень инфляции в 2016 году на 6,4%. Данный критерий остался неизменным на 2017 - 2018 годы.
При этом критерий определен отдельно для городских и сельских поселений (в 2016 г., 2017 г., 2018 г. - 187,58 рубля).
При распределении дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) на плановый период предусмотрена не распределенная между муниципальными районами (городскими округами) часть дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в размере не более 20 процентов общего объема указанных дотаций, утвержденного на первый год планового периода, и не более 20 процентов общего объема указанных дотаций, утвержденного на второй год планового периода.
Данная норма также применена при распределении дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений.
При распределении дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений на плановый период предусмотрена не распределенная между поселениями часть дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в размере не более 15% общего объема указанных дотаций, утвержденного на первый год планового периода, и не более 20% общего объема указанных дотаций, утвержденного на второй год планового периода.
Указанные изменения позволят обеспечить предсказуемость и стабильность в дальнейшем при определении размеров межбюджетных трансфертов, установленных муниципальным образованиям.
При распределении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) основными целями являлись выравнивание бюджетной обеспеченности и сокращение разрыва между наиболее и наименее обеспеченными муниципальными образованиями. При формировании проекта бюджета области соотношение среднего уровня фактической бюджетной обеспеченности после выравнивания пяти наиболее и пяти наименее обеспеченных муниципальных районов (городских округов) составляет 1,7 раза и сократилось по сравнению с аналогичным показателем за 2015 год на 22,7%. Объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) из районного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) возрос по сравнению с 2015 годом на 334,5 млн. рублей, или 136%. По сравнению с 2015 годом увеличен уровень бюджетной обеспеченности, до которого происходило выравнивание, с 0,492 до 0,622, или на 126,4%.
На фоне изменяющихся условий внешнеэкономической конъюнктуры важной задачей в сфере межбюджетного регулирования являлось содействие в обеспечении сбалансированности местных бюджетов, снижении рисков неисполнения первоочередных расходных обязательств.
В целях оказания финансовой помощи в очередном финансовом году и обеспечения покрытия первоочередных расходов разработан министерством финансов Тульской области и утвержден постановлением правительства Тульской области порядок предоставления из бюджета области дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов (городских округов). Размер дотации на 2016 год составит 250,0 млн. рублей, на 2017 год - 200,0 млн. рублей, на 2018 год - 194,8 млн. рублей.
Право на получение дотации будут иметь муниципальные районы (городские округа) области, уровень бюджетной обеспеченности которых не превышает 1, в случаях недостаточности собственных доходов на обеспечение первоочередных расходов консолидированного бюджета муниципального района (бюджета городского округа), связанных с решением вопросов местного значения.
В составе первоочередных расходов учитываются социально значимые расходы на выплату заработной платы с начислениями, оплату коммунальных услуг, оплату продуктов питания и медикаментов, а также выплату пособий и расходов на обслуживание муниципального долга.
При разработке проекта бюджета области на очередной финансовый год распределению подлежит 80% (200,0 млн. рублей) от общего размера дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований, 20% (50,0 млн. рублей) подлежат распределению по итогам исполнения бюджетов муниципальных образований за первое полугодие 2016 года.
Распределение дотации на обеспечение сбалансированности местных бюджетов производится в два этапа. На первом этапе рассчитывается размер дотации на сбалансированность исходя из необходимости достижения 75% уровня обеспечения первоочередных расходов налоговыми и неналоговыми доходами муниципальных бюджетов без учета акцизов на ГСМ, с учетом дотаций из областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), фонда финансовой поддержки поселений и субвенции в форме дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений в связи с наделением органов местного самоуправления муниципальных районов полномочиями органов государственной власти области по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений.
На втором этапе распределение дотации на обеспечение сбалансированности местных бюджетов производится исходя из удельного веса процента недостатка обеспечения собственными доходами каждого бюджета муниципального района (городского округа) (с учетом распределенных дотаций) для покрытия первоочередных расходов в общей сумме этих процентов по всем муниципальным образованиям.
Данная мера позволит обеспечить максимально возможное покрытие первоочередных расходов местных бюджетов и их устойчивое исполнение.
Кроме того, в доходах бюджета области и в бюджетных ассигнованиях областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) предусмотрены субсидии из бюджета муниципального образования город Тула на 2016 год в сумме 173,0 млн. рублей, на 2017 год в сумме 183,8 тыс. рублей, на 2018 год в сумме 188,6 млн. рублей.
В целях сокращения встречных потоков и обеспечения заинтересованности органов местного самоуправления в развитии производственной базы, инвестиционной привлекательности районов, а также создания стимулов для укрепления доходной базы местных бюджетов в соответствии с нормами бюджетного законодательства по бюджетам муниципальных образований производится замена дотации дополнительным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц. В 2016 году произведена замена дотации 3 муниципальным образованиям на сумму 30,8 млн. руб., в 2017 году - 3 муниципальным образованиям на сумму 35,4 млн. руб., в 2018 году - 3 муниципальным образованиям на сумму 38,8 млн. рублей.
В рамках действующего законодательства предусмотрено с 1 января 2016 года установить дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты (22% налоговых доходов консолидированного бюджета Тульской области от указанного налога), что на 2% выше по сравнению с текущим годом.
Размеры указанных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты устанавливаются законом о бюджете области на очередной финансовый год исходя из протяженности автомобильных дорог местного значения муниципальных образований.
В сфере межбюджетных отношений в целях обеспечения бюджетного процесса по исполнению бюджета области в законе о бюджете области утверждаются не распределенные между муниципальными образованиями субвенции местным бюджетам из бюджета области в объеме, не превышающем 5 процентов общего объема соответствующей субвенции, которая может быть распределена между местными бюджетами в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти, на те же цели без внесения изменений в закон о бюджете области.
Важной задачей также остается повышение эффективности бюджетных расходов на местном уровне, что должно способствовать снижению риска несбалансированности местных бюджетов.
На областном уровне будет продолжен мониторинг качества управления муниципальными финансами, который проводится в соответствии с Положением об организации и проведении мониторинга качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных районов и городских округов Тульской области, утвержденным Постановлением администрации области от 29.06.2011 № 512.
Перечень индикаторов, применяемый в Постановлении, охватывает целый ряд направлений и позволяет с разных сторон охарактеризовать качество управления финансами и платежеспособность муниципальных образований в сопоставлении с другими муниципальными образованиями.
В целях стимулирования муниципальных районов и городских округов области по улучшению качества управления муниципальными финансами в бюджете области предусматриваются средства за счет дотации как формы стимулирования муниципальных районов и городских округов в повышении качества управления местными финансами. Дотация распределяется между муниципальными образованиями, определенными правительством области по итогам мониторинга и комплексной оценки качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных образований области за последний отчетный год. Объем дотации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов составляет 3,0 млн. рублей ежегодно.
В целях повышения заинтересованности органов местного самоуправления в развитии территорий, а также инвестиционной привлекательности муниципалитетов в бюджете области предусматриваются дотации на поощрение достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, определяемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов". Объем дотации на поощрение достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов на 2016 год составляет 10,0 млн. рублей, на 2017 год - 10,0 млн. рублей, на 2018 год - 10,0 млн. рублей.


------------------------------------------------------------------